Вопросы родителям о развитии речи детей. Родители могут «все» или развитие речи в домашних условиях

Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию советы, направленные на просвещение родителей о развитии речи их детей.
Цель: информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы для родителей по развитию речи детей

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.
Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек.
Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы.
У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы:
-диалог
-имитация и звукоподражание
-стихи
-чтение

Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.
Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.
Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры- «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово.
Был кит, а стал щит, тучка - щучка, река - щека, венок - щенок, мель - щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?..

Игра в «слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?

«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

«Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

«Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

«Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

«Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

«Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»

«Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

«Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет.

«Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.)
«Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.

«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом - полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)
- разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
- разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.

Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

«Построить забор»
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Сделать трубочку»
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

«Киска сердится»
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Вкусное варенье»
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

«Маляр»
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Чашечка»
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Качели»
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

«Пощелкать кончиком языка»
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

Дистанционный курс по развитию речи детей от специалиста

Создан специально для родителей детей от 0 до 7 лет!!

"Развитие языковых и коммуникативных способностей детей от рождения до школы"

Курс с моей поддержкой идет в течение 8 недель (два месяца ) - Вы сможете задать любой вопрос в дистанционном классе курса, а также получить обратную связь от меня по Вашим вопросам на вебинарах ответов на вопросы.

Доступ к материалам курса у Вас сохраняется навсегда! И Вы в любой момент сможете вернуться к тем темам, которые будут Вам нужны, когда ребенок подрастет. Также для выпускников курса открыты вебинары ответов на вопросы.

ЭТО ВАЖНО: Количество мест на курсе ограничено, т.к. курс идет с моей поддержкой всех его участников. Поэтому не откладывайте запись на курс! Так как желающих попасть на курс всегда гораздо больше, чем мест на нем.

    • Кандидат педагогических наук (специальность - теория и методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста),
    • Практик с большим опытом работы с детьми,
    • По профессии - преподаватель дошкольной педагогики и методики развития речи в вузе,
    • Автор публикаций по развитию речи детей в журналах "Расти, первоклашка", "Дошкольное воспитание", "Карапуз", "Воробышек", "Современный детский сад", Детский вопрос", "Игры и игрушки. Эксперт", "Игры и игрушки".
    • Автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка»,
    • Ведущая и организатор ежегодной Творческой Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!», в которой учатся, творят, общаются более 5 тысяч родителей и педагогов из 26 стран мира
    • Победитель конкурсов профессионального мастерства "Учитель года" и "Московские мастера".

Став участником дистанционного курса для родителей, Вы узнаете:

    • Как создать в семье развивающую языковую среду без лишних затрат времени. денег и сил?
    • Чем отличаются эффективные и неэффективные стратегии речевого общения с малышами?
    • Как определить особенности речевого и коммуникативного развития Вашего ребенка?
    • Как получать радость от домашних речевых игр и занятий с детьми?
    • Что является ключом для пробуждения способностей ребенка?
    • Как правильно использовать систему упражнений по развитию речи для развития интеллекта и коммуникативно-речевых способностей детей?
    • Когда зарождается «языковое чутье» и словотворчество, для чего оно нужно и как его развивать?
    • Как правильно выбирать пособия по развитию речи детей?
    • Как развивать речь малышей по ходу привычной жизни - прогулок, одевания, бесед и других бытовых моментов?

    Вам не потребуется для развития речи малыша дорогостоящих пособий или сложного плана занятий!

    Всё очень просто и доступно каждой маме!

Вы получите на курсе способы, которые помогут Вам создать дома развивающую речевую среду без затрат времени и денег, с радостью и вдохновением! Другой подход - другие результаты, и это Вы увидите по Вашим детям!

В каждой теме Вы получаете:

1. Видеозапись вебинара по теме (120 минут) - информация дается подробно и пошагово по всем возрастам от рождения до семи лет. Примеры заданий, разбор ситуаций практикума.

2. Дополнительные материалы для речевых игр с детьми.

3. Доступ к материалам курса - обсуждения участниц курса и ответы автора курса на вопросы участниц курса.

4. Поддержку автора курса: в озможность задать автору курса вопрос, уточнить, конкретизировать, получить пояснение - через обсуждения в закрытой группе поддержки курса. Возможность обсуждать вопросы с другими участницами курса в форуме.

5. Постоянный доступ к материалам курса даже после его окончания на столько времени, сколько Вам нужно!

Доступ к материалам курса у Вас сохраняется навсегда!

  • Тема 1. Как развивается речь ребенка: научные знания, которые нужны каждой маме и каждой семье
    • Мифы и правда о развитии речи детей.
    • Как развивать речь без лишних затрат времени, денег и сил?
    • Профессиональные хитрости речевого развития малышей, о которых не пишут в Интернете и на форумах.
    • Как общаться с ребенком на разных ступенях его развития?
    • Что такое форма общения и как она влияет на речь?
    • Как дома создать развивающую речевую среду?
    • Каковы эффективные стратегии родителей по развитию речи малышей в повседневном общении с ними? И чем они отличаются от неэффективных стратегий?
    • Как избежать типичных ошибок в речевом общении с детьми разного возраста??
  • Тема 2 - Малыш в мире слов. Знакомимся с окружающим миром. Словарные игры и упражнения для маленьких.
    • Какие бывают слова и как малыши осваивают значения слов? Всё о первых словах малышей.
    • Как слова живут в нашем сознании – интересные факты, которые нужно знать для того, чтобы развивать речь малышей.
    • Как знакомить малышей с окружающим миром?
    • Какие словарные игры и упражнения развивают языковое чутье и языковые способности у малышей
    • Что надо знать, чтобы «не проспать» возможности развития языковых способностей ребенка в дошкольном возрасте

Тема 3: Занимательная грамматика для больших и маленьких

Тайны грамматики – как живет грамматика в нашей жизни: неожиданные открытия

Как дети осваивают грамматику языка – основные этапы

Как правильно реагировать на грамматические ошибки малышей в разном возрасте?

Как предупредить грамматические ошибки?

Как развивать языковое чутье и словотворчество у детей дошкольного возраста?

Грамматические игры для маленьких.

Тема 4. Звуковая культура речи детей. Малыш в мире звуков: Дети и второй язык. Что такое выразительная речь? Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения и звуковой культуры речи детей.

Малыши и второй язык: за и против. Основные подходы к обучению. Данные психолингвистических исследований.

Звуковая культура речи - что в нее входит и зачем она нужна?

Как малыши осваивают звуковую сторону родного языка?

Система игр по звуковой культуре речи в семье.

Можно ли в семье помочь ребенку освоить правильное произношение звуков?

Какие пособия помогут Вам и Вашему малышу?

Тема 5. Развиваем связную речь. Рассказывать, сочинять, беседовать - это увлекательно и весело!

Развитие способностей малышей - в чем главный секрет развития ребенка и создания развивающей среды дома?

Что такое «связная речь»?

Почему связная речь – показатель интеллектуального развития ребенка и его готовности к школьному обучению?

Как можно развивать связную речь дома – интересно, увлекательно и с радостью для детей и взрослых?

Практические примеры заданий по развитию связной речи детей дошкольного возраста в семье.

Тема 6: Определяем уровень речевого развития и особенности речевого развития ребенка. Тематические речевые дни и недельки дома.

Мониторинг речевого развития детей. Зачем он нужен и как правильно его провести?

Что нам дает анализ результатов, или строим планы.

Ответы на вопросы участниц курса.

Конкретные примеры анализа высказываний детей участниц курса.

Как проводить тематические дни и недели по развитию речи малышей с детьми разного возраста: основные подходы, типичные ошибки и как их избежать.

Что такое комплексный подход к развитию речи детей?

Я очень дорожу теми искренними отношениями, которые складываются у меня с участницами курса, поэтому цитируя здесь их

высказывания о курсе, я изменила их имена.

Татьяна: "Курс позволил мне по-другому посмотреть на развитие ребенка в целом: изменились приоритеты, цели, ценности. Теперь занятия мы проводим в течение дня в зависимости от настроения ребенка спонтанно, без подготовки, используя знания, полученные на курсе и фантазию. И, конечно же, я начала по-другому общаться с ребенком! В первую очередь изменилась я. Сейчас повседневные занятия - прогулки, дела на кухне… - превратились в занятия по развитию речи, которые нам доставляют удовольствие. И главное, я вижу, что меняется мой ребенок – у нас появился диалог (в наши год и пять месяцев она может ответить да и нет, объясняет свои желания облегченными словами)

Я даже не могла подумать, что на виртуальном курсе можно узнать столько качественной информации (о которой я даже не подозревала) и при этом получать индивидуальную обратную связь!

Дорогие мамы! Не важно, какой возраст у Вашего малыша – 1 месяц или 7 лет, есть ли у него проблемы с речью, или он развивается «лучше ровесников» - идите на этот курс! Если Вы готовы меняться сами и сделать свое общение с ребенком качественным, а ребенка вырастить по-настоящему развитой полноценной личностью, для вас это будет настоящий клад".

Валерия: "Спасибо за Ваш труд! Он не пропадает зря. Активно применяю новые знания в общении с дочкой. Вопросы возникают, конечно, но пока собираюсь их задать, они становятся не актуальными - так быстро у нас идет прогресс!

Когда начался Ваш курс, дочка говорила слова, но большинство из них были просто первыми слогами. Сейчас все настолько продвинулось, даже не верится в то, что ребенок мало говорил. Дочка просто не замолкает! И это уже предложения из четырех!!! слов. Четко и полностью старается произносить слова. Правда, есть некоторые проблемки с буквами, например, "р" и в слове "одна" букву "д" меняет на "г". Пропускает предлоги. Думаю, что благодаря играм нам и это удастся исправить. Не все же сразу! Остается только закрепить достигнутое и двигаться дальше. Спасибо Вам за помощь, Ася Владимировна!"

  • Мария: "Хочется сказать много слов благодарности за что,что есть такой человек который не только любит детей, но пытается помочь и найти подход,даже находясь по ту сторону экрана.

    Курс дал толчок в развитии не только дочки,но и меня, как мамы.Для меня было очень интересно узнать такие простые, на первый взгляд, но такие действенные методы развития речи, для которых не нужно бежать в магазин и покупать дорогущие материалы , не надо глотать таблетки, вешать ярлыки, а нужно лишь просто начать меняться самой, а вслед за тобой изменится и ребенок.

    Изменения,они связаны с самим подходом к обучению речи. У нас большие проблемы в речи, но есть положительная динамика, которую отметили все, кто знаком с нами. Всего пять недель курса сдвинули "локомотив " с места. Я думала,что моя дочка никогда не сможет сама сочинить сказку, рассказать про предмет и описать его, но я рада, что ошиблась.

    Курс полностью оправдал мои ожидания, т.к. я была уже знакома с Асей,я ни на минуту не сомневалась когда записалась на него. Этот человек просто заражает огромным желанием творить и развивать ребенка, играя. Всегда хорошее настроение, интересные примеры, масса новых книг, игр, заданий, историческая справка - это все присутствует в каждом вебинаре. Создается впечатление,что мы разговариваем с глазу на глаз.Это очень приятный момент.

    Мамам,которые только хотят приобрести курс я, честно говоря,очень завидую! Мне очень жаль,что курс завершен, а у Вас все еще впереди. Я очень ждала четверга,чтобы очутиться в вебинарной комнате и окунуться в этот удивительный мир речи: такой непознанный и такой увлекательный. Вы узнаете много интересных фактов, стадии развития речи, секреты общения с малышом и начнете менять свое отношение к этой замечательной способности человека - говорить. Этого нет в интернете, материал собран из разных источников и прежде всего из личного опыта автора. Я гарантирую Вам,что вы не пожалеете.

    К Асе огромная просьба, даже не пожелание: ПОЖАЛУЙСТА, не бросайте то, чем вы занимаетесь! Делитесь своим опытом и знаниями, поверьте, они бесценны.К сожалению, очень мало таких специалистов которые вот так увлечены своей работой и я очень благодарна судьбе,что она меня свела с вами! С нетерпением ждем следующих вебинаров. Вам успехов, вдохновения и новых идей!"

  • Наталья: "Ася, здравствуйте! Прежде всего хочется выразить Вам благодарность за Ваш труд, за Ваше искреннее желание помочь всем, кто к Вам обращается. Не так часто встретишь людей, которые с таким энтузиазмом, любовью и самоотдачей занимаются своим делом. Даже, наверное, точнее будет сказать ЛЮБИМЫМ делом.

    Конечно, подача материала очень отличается от того что раньше попадалось на глаза и, самое главное, " не кормите рыбкой, а даете удочку родителям в руки" :)) И почему мне не попадались Ваши работы лет так 7-8 назад! Скольких бы ошибок удалось избежать! Наблюдая за другими детками и их родителями самостоятельно удалось сделать ряд выводов относительно правильного общения с ребенком, но поезд уже где- то далеко и приходится его догонять...

    Почему записалась на этот курс - потому что у старшей дочери есть некоторые проблемы с речью, с умением выразить свои мысли. Не смотря на то что мы очень много с ней читали книг, я не особо уделяла вниманию обсуждению прочитанного. Теперь вот пытаемся не количеством брать, а качеством. А с появлением еще одного ребенка еще раз наступить на грабли не хочется, поэтому будем стараться заходить к Вам на страничку почаще:)

    Отдельное спасибо за краткое пособие по развивающим речевым занятиям для занятых мам. Все самое важное на 2х листочках. Распечатала и положила в машину - при наличии свободной минутки освежаю в памяти как правильно разговаривать с детками, кое-что и со старшенькой практикуем".

  • Екатерина: "Добрый день, Ася Владимировна! Большое спасибо Вам за Ваш курс и за то, что отвечали подробно на все письма, советы. Немного грустно было расставаться, но каждый день я мысленно говорю с Вами – благодарю Вас. Андрюшка все больше и больше говорит новые слова, повторяет сложные слова иногда четко проговаривая, иногда гласные в слогах, из которых состоит слово. А может неожиданно и предложение выдать (папа, одеть Адею о-ы – Папа, одень Андрею шорты). Как же долго мы этого ждали! Не надо больше ничего искать, все есть на Ваших вебинарах, на сайте "Родная тропинка", нужно просто выполнять рекомендации и правильно использовать тот материал, который Вы даете. Я делаю это с удовольствием, т.к. общение с ребенком стало совершенно другим. Результаты окрыляют и вдохновляют. Еще раз спасибо Вам огромное - преогромное!!!
  • Коммуникативно-речевые способности формируются в дошкольном детстве. Это:
        • "Языковое чутье", необходимое для легкого и полноценного освоения родного и иностранного языков.
      • Умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, корректно отстоять и обосновать своё мнение,
      • Умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать собственные выводы,
      • Умение находить выходы из проблемных ситуаций в общении так, чтобы удовлетворить и свои интересы, и интересы других людей,
      • Умение сотрудничать и договариваться,
      • Самостоятельность мышления,
      • Индивидуальный стиль языка как проявление индивидуальности человека,
      • Творческие речевые способности.

    Дошкольный возраст – сензитивный, то есть особо чувствительный, возраст к развитию коммуникативных и языковых способностей человека.

Как использовать на 100% все заложенные в этом возрасте возможности развития ребенка, Вы узнаете из курса.

Первые результаты Вы получите уже во время курса!

Вам не нужно никуда ехать, так как курс проходит по Интернету на отдельном моем сайте, созданном для проведения дистанционных курсов. Вы можете участвовать в обсуждениях, задавать вопросы, просматривать видеоматериалы в любое удобное для Вас время.

На курсе проводятся также вебинары ответов на вопросы. Если Вы не можете на них присутствовать он-лайн, то Вы смотрите их в записи и ничего не теряете.

На Ваши вопросы я отвечаю в закрытой группе курса.

При записи на курс Вы получаете: записи вебинаров, дополнительные материалы, поддержку от автора. Доступ к закрытой группе, вебинарам курса и ответам на вопросы для Вас будет открыт на неограниченный срок, и Вы всегда сможете вернуться к интересным для Вас темам и вопросам или уточнить важные для Вас моменты:).

Количество участников ограничено. Если у Вас есть вопросы- пишите: valasina@сайт

Информацию о наборе новой группы курса я даю: в наших группах в соцсетях Вконтакте "Развитие ребенка от рождения до школы" и в Одноклассниках "Развитие ребенка от рождения до школы", а также в моем канале Телеграмм "Развитие ребенка".

Статьи - приглашения на курс с информацией о начале набора новой группы на сайте сайт не публикуются.

Желаю всем приятного обучения на курсе!

Если у Вас возникли вопросы - пишите valasina@сайт

Все права защищены. Родная тропинка © 2012-2018. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено.

ИП Валасина Ася Владимировна ОГРНИП 314774621900700 ИНН 290202968527

Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии какого либо дискомфорта, как физического, так и эмоционального.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Как правило, в этот период малыш активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с ребенком, вы стимулируете его речевое развитие.

Примерно в 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. Малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5—6 месяцам появляется лепет и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». В это время ребенок начинает проявлять внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки, поэтому говорите четко и правильно. Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!). Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Покажите ребенка оториноларингологу, чтобы удостовериться, что со слухом у малыша все в порядке.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

Что может служить основанием для беспокойства в 1 год:

  • Ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление
  • Не формируется избирательное внимание к речи окружающих
  • Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий - Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

К 1,5—2 годам в речи появляются предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Скорее всего, они будут звучать искаженно, как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий», но это нормально.

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б"], [п], [п"], [м], [м"], [т], [т"], [н], [н"], [к], [к" ], [г], [г"], [в], [в"], [ф], [ф"]) строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с"], [з], [з"], [ц] использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] практически не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке. Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Должны правильно произноситься звуки [л], [й];

До 6-7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи

Это важно знать:

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина — би-би. А вот собака — ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный. Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Леворукость — это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика — так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова — после 2 лет, фраза — после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна , если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики. Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения — заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

ТОП-6 вопросов по развитию речи, которые чаще всего волнуют родителей
В этой статье я отвечу на самые частые вопросы, которые задают родители про развитие речи.

1. Как понять, всё ли хорошо с речью? В норме ли развитие речи моего ребёнка? Для того, чтобы оценить речь ребёнка, мало короткого описания (списка слов, которые говорит ребёнок, например, не достаточно). Речь – это комплекс умений и навыков, и, соответственно, проверять и оценивать её надо комплексно, по всем направлениям.

2. Ребёнок говорит на «своём» языке, копирует интонации, но при этом обычных слов очень мало или нет вообще.
Это тот случай, когда мы не можем говорить о наличии речи. Подражание - это ещё не речь.

Это хорошо с позиции развития слуха, развития артикуляционного аппарата. Мы понимаем, что ребёнок слышит и пытается произносить какие-то звуки, что ребёнок старается использовать речь для установления контакта со взрослым или с другим ребёнком – это хорошо. Но здесь нет обязательного компонента речи – осознанности, понимания, что каждое слово имеет некий смысл.
Ребёнку, который говорит на «своём» языке, нужно помогать, нужно разбираться, почему он не использует слова. Эта ситуация требует очень серьёзного внимания от взрослых. Многие взрослые умиляются подобному копированию речи, но прежде всего это повод начать что-то менять.

В каком возрасте это требует внимания? По большому счёту в любом, когда это происходит. Потому что этапа «неосознанная речь» нет. Скопировать интонацию может только 2-3 летний ребёнок, а в этом возрасте уже должны быть слова.

3. Ребёнок всё понимает, но не говорит.
Это хорошо, когда ребёнку 8-9 месяцев. Мы спрашиваем «Где котик?», ребёнок поворачивает голову, или «Где папа?», ребёнок смотрит на папу, или мы спрашиваем годовасика «Где мячик?», и он к нему ползет или идет. Но следующий этап развития речи – это самостоятельная речь. Если ребёнку уже 1,5 года, то этого уже недостаточно (понятно, что если мы знаем, что у ребёнка есть какие-то проблемы, травмы, то рамки сдвигаются). Но если у ребёнка всё в порядке, то кроме жестов должны быть уже слова, кроме жестов должен быть вербальный (звуковой) ответ. Для вас такая ситуация – знак, что ребёнку нужна помощь.

4. Знаю, что нужно заниматься, но не знаю, с чего начать. Пугает, что это будет очень сложно, что нужно заниматься регулярно, а я не смогу, потому что не умею.
Это действительно частый вопрос. Чтобы вы могли увидеть систему, поняли, как это работает, чтобы вы убедились, что для того, чтобы развивать речь маленького ребёнка, каких-то специфических знаний или суперумений не требуется. Конечно, есть разные «фишки», но их может освоить любой взрослый человек.

Для занятий по развитию речи не нужно много времени, никакие сверхспособности от вас или от ребёнка не потребуются. Самые простые вещи работают очень хорошо и дают хороший peзyльтaт.

Я уверена, что мама – самый лучший логопед для маленького ребёнка!

Информации о том, как развивать речь ребёнка очень много в свободном дocтyпе. Но вы должны понимать, что не всем таким занятиям ребёнок будет рад, возможно, что-то «не пойдет», не cpaбoтает у вашего малыша. Это нормально, это говорит о том, что ваш ребёнок отличается от того «усреднённого ребёнка», для которого было придумано пособие. Любое пособие дает только рекомендации, а вот осуществлять на практике их придется вам.

5. Уже известно, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, врач прописал препарат. Принимать препарат или нет?
Решать вопрос о лечении нужно обязательно только с врачом и только очно. Если вы не доверяете тому неврологу, который дал вам такие рекомендации, находите второго, третьего, пятого и консультируйтесь. Решение о препаратах вы должны принимать только с врачом, с человеком, который этому учился, с этим paбoтaeт и в этом профессионально разбирается.

Что в данной ситуации важно знать и понимать нам, как родителям?

Препарат сам по себе не дает развитие речи, он может действовать на мозг, на кровообращение, на нервную систему - это зависит от препарата. Но сам по себе приём препарата не дает развития речи.

Речь возникает всегда только при paбoте с ребёнком. Вне зависимости от того, будете ли вы принимать лекарства или нет, чтобы возникла речь, с ребёнком надо заниматься. Занятия по развитию речи никак не зависят от приема препаратов. Наоборот, имеет смысл принимать препараты, если вы намерены заниматься.

6. У нас ребенок билингв (говорит на 2-х языках), говорит плохо или не говорит, это же нормально, да? Как применять нормы развития речи, если ребёнок билингв?
Качественно по развитию речи нормы должны примерно совпадать. Если и будет какое-то расхождение, то незначительное.

Например, если мы говорим, что в норме ребёнок к 1,5 годам использует много слов и пытается соединять их в предложения, то и билингв будет это делать. Он может перемешивать слова из разных языков, он может использовать меньше слов в каждом языке, чем ребёнок, говорящий на одном языке. Но в сумме в двух языках у него будет примерно такой же словарный запас и уровень развития. Лучше не утешать себя «ну он же у нас билингв, он может не говорить в три года».

Нет таких норм, чтобы их взять и применить к развитию речи ребенка-билингва. Специалисты, которые работают с такими детьми, делают уточнения, вводят дополнительно какие-то свои ориентиры. Но все они в основу берут нормы развития речи монолингвального ребёнка (говорящего на одном языке).

Если вас волнует развитие речи вашего ребенка, начало речи вашего ребенка, чтобы он начал говорить и вы хотите что-то изменить – вы можете это сделать. Здесь нет чего-то невозможного и сверхсложного.

Начните с понимания. Разберитесь, как и почему развивается речь, что на нее влияет. Идите дальше общих схематических представлений, узнавайте нюансы и детали. И действуйте. Не сидите и не ждите у моря погоды.

Любящая мама может дать маленькому ребёнку намного больше, чем логопед, потому что у неё есть очень мощный стимул заниматься. И очень большие возможности, в отличие от логопеда, который видит ребёнка 1-2 раза в неделю. Cпeциaлист просто не знает, чем живет ребенок, что он любит или не любит. Раз у нас есть такие преимущества, давайте их использовать.

Тренинг для родителей «Эффективные методы развития речи детей».

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах организации

развивающих занятий с ребёнком старшего дошкольного возраста.

ЛОГОПЕД: Добрый, вечер! Сегодня я с вами проведу тренинг«Эффективные методы развития речи дошкольников». Поговорим о связной речи (понятии), о видах связной речи, о приёмах, которые подводят ребёнка к построению монолога. Для развития связной речи, как средства общения, необходимо умение беседовать и строить собственные высказывания. С этой основной целью в нашем ЦРР и решаются задачи по развитию фонетических, лексико -грамматических умений, обучению грамоте.Образно развитие связной речи ребёнка можно представить в виде чемодана, который заполняется лексико-грамматическими, фонетико-фонематическими умениями.

Игра «Снежный ком»

Задача: развивать у участников внимание, сосредоточенность, память, углубление в проблему развития связной речи.

Оборудование: мяч среднего размера.

Родители стоят в кругу. Логопед предлагает одним словом-признаком ответить, каким должен быть рассказ ребёнка, и передать мяч соседу справа. Мяч движется по кругу, как «снежный ком», пополняемый словами. Последний участник называет все желаемые признаки рассказа:

Полный, последовательный, интересный, образный, выразительный, грамотный, точный, эмоциональный, логичный.

ЛОГОПЕД: Связная речь – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала.

Развитие связной речи у детей очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т.п. При этом надо помнить вот о чем. Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь. Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т.е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий. Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений, он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое - то определенное соотношение друг с другом. Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала об этом, затем о том и т.п.), т.е. обладать навыками речевого программирования.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая .

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек,

постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным

ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь элементарная по сравнению с другими видами речи. Монологическая речь – развёрнутый вид речи одного лица, требующий полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Приём комментирования своих предметных действий, продуктивных видов деятельности, таких как: рисование, лепка, приводит ребёнка к составлению рассказа. Наблюдение ребёнка за демонстрируемыми действиями взрослого (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без наблюдаемого действия. Очень важно – образец рассказа должен дать взрослый.

Вопросы родителям.

1.Как вы считаете, каким видом речи прежде овладевает ребёнок? Почему?

2.Какие речевые упражнения и приёмы подводят ребёнка к построению

монолога из 5-7 предложений?

Упражнение «Если бы...» Задачи: познакомить родителей на практике с разными видами рассказов, составляемых для дошкольников; упражнять в составлении рассказов на уровне понимания окружающего мира дошкольниками.

Оборудование: лимон (шарф); сюжетные картинки; серии сюжетных картинок; памятки по составлению рассказов. Работа проводится в минигруппах по 2-3 человека. Каждая группа получает предмет (лимон, шарф) или картинку, серию картинок и памятку (Приложение 1) по составлению соответствующего рассказа.

ЛОГОПЕД: Для развития связной речи детей используют пересказ, составление рассказов - описаний, повествований.

По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению

рассказов различают тексты трёх видов: по восприятию, представлению,

воображению. Рассказы по восприятию могут быть:

Описательными – по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;

Повествовательными – по сюжетной картине, серии сюжетных картинок.

Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, личностного общения.

Рассказы по воображению – творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету).

Заключительное упражнение «Расшифруй слова»

Оборудование: листы бумаги, ручки. Работа проводится в минигруппах. Вниманию родителей предлагается на каждую букву понятия «связная речь» подобрать имя существительное для характеристики этого понятия. Далее обсудить с зачитыванием вариантов расшифровок:

С - связность, самооценка, систематичность.

В- восприятие, важность, возможность, взаимодействие.

Я - ясность.

З - знание, занимательность, заинтересованность, звукопроизношение.

Н - навык, наглядность, необходимость.

А - активность, актуальность.

Я - яркость.

Р - результат, родитель, работа, регулярность.

Е - ежедневность, единение, естественность.

Ч - чёткость, чистота, честность.

Образ современного старшего дошкольника выражен следующими чертами:

 физически здоров, владеет основами культурно – гигиеническими навыками;

 любознательный, активный;

 эмоционально отзывчивый;

 овладел средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками;

 способен управлять своим поведением и планировать свои действия на

основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные

общепринятые нормы и правила поведения;

 способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

адекватные возрасту;

 имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве,

мире и природе;

 овладел универсальными предпосылками учебной деятельности;

 овладел необходимыми специальными умениями и навыками (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимыми для

осуществления различных видов детской деятельности.

Такими качествами характеризуется развитие ребёнка - выпускника детского сада, освоившего программу развивающего образования в соответствии с Федеральным и государственными требованиями.

Логика построения:

Речевые шаблоны начала: «Однажды зимой...»,«Как-то раз в лесу...», «Был дождливый осенний день...». Речевые шаблоны кульминационного момента:

«Вдруг...», «Неожиданно...», «Что делать?». Речевые шаблоны окончания: «Всё окончилось тем, что...», «Наконец...», «Настроение было...», «Рады (огорчены) тем, что...».

Приложение 1

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

2.Величина.

3.Покрытие тела.

5.Особенности частей тела.

8.Чем питается.

9.Название детёнышей.

1. Название.

2. Величина.

4. Качество.

8.Вкус (для съедобных).

10. Как используется.

2. Какая погода?

3. Какую местность видим?

5. Действия живых объектов.

2. Погода.

3. Место действия.

5. Описание происшедшего.

6. Настроение.

Памятка по составлению повествовательного рассказа по картинке

и серии картинок.

1. Время действия (время года, часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

7. Настроение персонажей.

Приложение 2

Через год ваш ребёнок пойдёт в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности. От вас, родители, во многом зависит степень подготовленности ребёнка к обучению. Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Связная речь ребёнка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.

Способствуют расширению словаря ребёнка и классифицирование предметов по определённым признакам. Предложите ребёнку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Научите ребёнка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления. «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. Расширять словарь дошкольника надо за счёт не только существительных, но и прилагательных. Спросите ребёнка: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая)?». Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (чисто, медленно, аккуратно). Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Н-р, большой дом (домище), маленький дом (домик, домишко). Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребёнка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. Речь ребёнка зависит от речи окружающих его взрослых. Расширение словарного запаса ребёнка происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Совместные прогулки очень много дают как малышу, так и взрослому. Расскажите ему о временах года, укажите на характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Хорошее упражнение для развития речи – рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Когда ребёнок составляет самостоятельно рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице), в какое время года, попросите описать внешность героя, его одежду, настроение. В этом возрасте дети безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи от прозы.

Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматически правильной речи, развитием разговорной и связной речи приучайте шести - семилетнего ребёнка правильно слышать и различать звуки, отчётливо и внятно произносить их в словах, во фразе. У ребёнка шестого – седьмого года жизни проверьте, насколько полно и точно он даёт описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания? Умеет ли внятно и чётко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще пользуется: краткими или развёрнутыми?

Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку? Какие допускает грамматические ошибки в речи - правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?

Приложение 1 ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Памятка по составлению описания животных, птиц, рыб.

1.Название, обобщающее понятие (к кому относится).

2.Величина.

3.Покрытие тела.

5.Особенности частей тела.

6.Место обитания (лес, водоём, дом, хлев).

7.Название жилища (нора, берлога, логово, гнездо, дупло).

8.Чем питается.

9.Название детёнышей.

10.Польза (для домашних животных и птиц).

Памятка по составлению описания предмета.

1. Название.

2. Величина.

4. Качество.

8.Вкус (для съедобных).

9. Принадлежность (обобщающее понятие).

10. Как используется.

Памятка по составлению описательного рассказа по картинке.

1. Какое время года изображено?

2. Какая погода?

3. Какую местность видим?

4. Какие видим неживые объекты?

5. Действия живых объектов.

6. Какое настроение передаёт картинка?

Памятка по составлению рассказа из личного опыта.

(о событии, факте, собственном впечатлении)

1. Время действия (время года, часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Описание происшедшего.

6. Настроение.

Памятка по составлению рассказа по картинке и серии картинок.

1. Время действия (время года, часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Происшествие (случай, событие).

6. Исход происшествия (случая, события).

7. Настроение персонажей.

Логика построения: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

Речевые шаблоны начала: «Однажды зимой...»,«Как-то раз в лесу...», «Был дождливый осенний день...».

Речевые шаблоны кульминационного момента:

«Вдруг...», «Неожиданно...», «Что делать?».

Речевые шаблоны окончания: «Всё окончилось тем, что...», «Наконец...», «Настроение было...», «Рады (огорчены) тем, что...».

Памятка по составлению описания предмета.

1. Название.

2. Величина.

4. Качество.

8.Вкус (для съедобных).

9. Принадлежность (обобщающее понятие).

10. Как используется.

Развитие речи старшего дошкольника

Loading...Loading...