Актуальность: Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.
Проблема: Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе. воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
МЕРОПРИЯТИЯ по образовательным областям. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов.
Игровая деятельность. Игровая деятельность. Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги» Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги»
Чтение художественной литературы. Подбор художественной литературы о березе. Подбор художественной литературы о березе. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги.
Музыка. «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко) «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко)
Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Бюллетень «Береги зеленого друга» Бюллетень «Береги зеленого друга» Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня».
Продукт проекта: мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; вернисаж детских рисунков «Белая берёза». вернисаж детских рисунков «Белая берёза».
Наталья Сергеева
Проект «Люблю берёзку русскую» старшая группа
Актуальность
Сохранить природу планеты - это актуальная проблема в современном мире. Защита окружающей среды - задача не только государства, но и каждого человека. Мы должны донести до детей значимость природы для людей. В городских условиях довольно трудно наблюдать и знакомиться с деревьями, в частности с берёзкой , поэтому важно организовать близкое общение с берёзкой - русской белоствольной красавицей. Музыка помогает связать образ берёзки с окружающей нас природой, с нашей Родиной.
Цель проекта
Воспитание у детей чувства любви к родному краю, близости к природе.
Задачи проекта
1. Воспитывать у детей интерес к берёзке – неотъемлемой черте русского пейзажа .
2. Формировать бережное и заботливое отношение к берёзке – символу нашей родины.
Участники проекта
Дети старшей группы .
Воспитатель Троян Л. И.
Музыкальный руководитель Сергеева Н. А.
Тип проекта , длительность
Информационно – практический, краткосрочный.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап
1. Знакомство детей с целями и задачами проекта .
2. Выявление знаний о берёзке – символе русской природы .
3. Подбор литературных и музыкальных произведений о берёзке .
4. Разработка занятий : «Русская краса – зелёная коса» ,
«Мы вокруг берёзки встанем в хоровод » ,
5. Подготовка развлечения «Люблю березку русскую » .
Основной этап
1. Проведение занятий : «Русская краса – зелёная коса» ,
«Мы вокруг берёзки встанем в хоровод » .
2. Проведение игр, хороводов на прогулке : «Напои берёзку » , «Укрась берёзку » . Хороводы : «Берёзка » , муз. Е. Архиповой, «Ай да берёзка » , муз. Т. Попатенко, «Во поле берёза стояла » , русская народная мелодия .
3. Проведение занятий художественно – эстетической направленности «Рисуем берёзку в зеленом уборе » .
4. Просмотр познавательных видеоматериалов о берёзке .
Заключительный этап
1. Проведение развлечения «Люблю берёзку русскую » .
2. Выставка детских рисунков «Во поле берёза стояла » .
Предполагаемый результат
1. Сформированность любви к русской берёзке как символу русской народной культуры .
2. Развитие музыкально – творческих способностей детей.
3. Развитие художественно – изобразительного творчества дошкольников.
Публикации по теме:
«Люблю берёзку русскую». Познавательно-исследовательский проект Актуальность проекта. В наше время экологическое воспитание дошкольников самая главная проблема. Если детям не объяснить, не научить их.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю берёзку русскую» Актуальность: Я в своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о.
Конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Люблю берёзку русскую…» Цель: Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе с применением технологии ТРИЗ. Задачи: Развивать познавательный.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Люблю березку русскую» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Возрастная группа: средняя группа Тема: «Символы России».
Формирование любви к Родине через любовь к природе России - одно из средств воспитания юных патриотов. Наша группа имеет красивое название-"Березка".
Конспект занятия «Люблю березку русскую» Цель: расширять представление детей об образе березы посредством мелодекломации и художественного творчества. Задачи приоритетной образовательной.
Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «Люблю березку русскую» Цель: Воспитывать любовь к родной природе посредством расширения.
Актуальность Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Березка…Нет милее и роднее дерева для русского народа. Белоствольная красавица во все времена являлась гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель и задачи Цель: ознакомление дошкольников с березой, как символом России Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
Работа с детьми (план) Образовательной область «Чтение художественной литературы». 1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Г. Н. Рахимов «Три березки под окном» и т. д. 2. Разучивание пословиц, поговорок. 3. Заучивание стихов о березе: А. Прокофьев «Люблю березку русскую…», С.Есенин «Белая береза»и т. д.
Работа с детьми (план) Образовательной областью «Физическая культура» 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».
Работа с детьми (план) Образовательная область «Коммуникация» 1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", «Какие деревья мы знаем» и др. 2. Проведение праздника «Русская березка»
Работа с детьми (план) Образовательная область «Познание» 1. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» 2. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
Работа с детьми (план) Художественно-продуктивная деятельность 1."Белая береза" - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина 2. «Осенняя березка» - аппликация 3. «Березка» - лепка
Работа с детьми (план) Образовательной область «Труд» 1. Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев 2. Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега
Работа с родителями (план) 1.Оформление фотоплаката «Люблю березку русскую» (фотографии детей на фоне березы) 2.Оформление альбома «Березка» (картинки, иллюстрации, фотографии с изображением березы) 3.Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке»
Реализация проекта Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 48 г. ТОМСКА
«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ»
Выполнили воспитатели:
Павлова Н.А.
Пшеничникова Т.Н.
«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ»
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
Детский сад № 48, города Томска.
ВИД ПРОЕКТА
Познавательно – исследовательский.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Кратко срочный 29.04 – 15.05.2013 года.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети подготовительной группы, педагоги группы, родители, педагоги дополнительного образования.
ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ
Повысить у детей знания о березе, усвоить нормы правильного обращения с ней, узнать о пользе дерева для здоровья и использования древесины в промышленных целях. Привлечь родителей к участию проекта.
АККТУАЛЬНОСТЬ
Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
Большой интерес у детей вызвало познавательное занятие «Люблю тебя, березка русская», на котором рассказывалось о разновидностях березы, о лечебных свойствах дерева, о ее значении в жизни человека.
Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, мы решили выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни.
На основании наших наблюдений можно сделать следующие выводы:
1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.
2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Создать возможность для творческого развития детей.
Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников.
Формировать эстетические представления.
Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.
Развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Воспитание бережного отношения к природе, способность чувствовать ее красоту.
Воспитание любви к родному краю, Родине.
Использование исследовательских методов.
Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с березой.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Использовать в жизни полученные знания о березе.
Развитие патриотических чувств у детей.
Умение организовывать творческие, народные игры.
Чтение наизусть отрывки из стихотворений русских писателей: А.Прокофьева, С.Есенина, В.Степанова.
Выставка детских работ: «Белая береза под моим окном…»
Воспитательно-образовательное мероприятие для детей и родителей «Люблю березу русскую»
- Наблюдения.
- Беседы.
- Занятия.
- Чтение художественной и публицистической литературы.
- Рассказы воспитателей и родителей детей.
- Разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок.
- Просмотр видеоинформации.
- Прослушивание аудиозаписей.
- Дидактические, подвижные игры.
- Практическая деятельность детей, детей – родителей, детей – воспитателей.
- Механизм отслеживания результатов:
- Анализ детской деятельности (рассказы, рисунки)
- Наблюдение за деятельностью детей.
- Беседы с родителями.
- Реализация проекта.
- 1. Подготовительный этап.
- Составление перспективного плана.
- Подбор детской, педагогической литературы.
- Подбор картин, иллюстраций о БЕРЕЗЕ.
- Подбор дидактических игр.
- Подготовить материал для творческой деятельности.
- Разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ: учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.
- Проблемно-игровые ситуации:
«Я пойду березку заломаю»
«За березовым соком»
Сюжетно - ролевые игры:
«У бабушки в гостях»
«Путешествие в лес»
Дидактические игры:
«Угадай с какого дерева лист»
«Что береза делает»
Подвижные игры:
«Горелки»
«Ручеек»
«Плетень»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
- Загадки о березе.
- Л.И.Горошкина «Березка»
- Н.И.Птухина «Ода березе»
- П.Воронько «Береза»
- С.Есенин «Белая береза»
- К.Паустовский «Подарок»
- А. Прокофьев «Березка»
- В.Степанов «Флаг России»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.
- Слушание «Ах ты, береза» обработка Раухвергера.
- Пение «песня о родине» слова Е.Карасевой, музыка В.Елинек.
- Хоровод «Ай, да береза» музыка Т.Попатенко.
- Хоровод «В золоте березонька» слова и музыка Г.Вихаревой.
- Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла«.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
ЦЕЛЬ: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.
- Рассматривание бересты под лупой.
- Какой стороной дышат листья.
- Вода в жизни.
- Жизненный цикл растений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Занятия познавательного цикла:
- Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей».
Цель: формировать представление о березе; уметь назвать деревья, растущие в нашем поселке; обогащение знаний детей о деревьях и раскрытии связи между состоянием живой и неживой природы и жизнью растений и насекомых; поддерживать и развивать желание узнать о деревьях больше информации.
- Беседа «Почему березы белые?»
- Занятие «Береза-символ России».
Цели и задачи:
1. Способствовать формированию экологической культуры воспитанников.
2.Способствовать расширению кругозора воспитанников, через пополнение знаний по биологии и литературе.
3.Привитие интереса к изучению природы родного края и любви к своей малой Родине.
4.Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, через совместную деятельность, взаимовыручку, взаимопомощь и др.
- Наблюдение на прогулке «Снятся ли березе сны».
- Занятие о лекарственных свойствах березы «Люблю тебя, берёзка русская!»
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе.
- Занятие «Белая береза, под моим окном...»?
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с березой - символом России. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной
разновидности леса. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. Развивать связную речь у детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
«БЕРЕЗА»
ЦЕЛЬ : формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками.
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность.
Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.
«БЕРЕЗА ВЕСНОЙ»
ЦЕЛЬ: формирование знаний у учащихся о пейзажной живописи; представления о строении деревьев.
Познакомить с разнообразными изобразительными материалами. Воспитание у детей художественного вкуса.
Аппликация
«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»
ЦЕЛИ:
Дать представление о березе, как о символе России;
Расширить представления детей о березе, почему на Руси ее называют «берегиня»;
Развивать доказательную речь, используя схему;
Упражнять в умении согласовывать прилагательные с сущ. разного рода;
Научить детей делать березу из салфеток, газеты и украшая бисером;
Закрепить умение пользоваться кисточкой и клеем;
Развивать мелкую моторику рук при использовании способа «обрывание»;
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, прививать любовь к окружающему миру.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рисование
Прослушивание аудиодиска
сказка « Береза и три сокола»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
ЦЕЛЬ: привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности, раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.
- Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе.
- Изготовление книжек-малышек «О березе».
- Изготовление кроссворда «Береза».
- Совместные беседы с детьми «Береги зеленого друга».
- Организация творческой выставки «Береза – символ России».
- Воспитательно – образовательное мероприятие для детей и родителей «Люблю березу русскую».
Книги – малышки
Создавали родители с детьми
Что же дает человеку БЕРЕЗА?
Самое главное береза обогащает воздух кислородом, без которого человек не смог бы жить.
А еще применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах.
Кора березы – береста, в древности на ней писали.
Из березы изготавливают мебель, плетут корзины, вяжут веники.
В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой.
По случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку.
Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.
С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого.
ПОСЛОВИЦЫ ПРО БЕРЕЗУ
Бела береста – да дёготь чёрен. Берёза не угроза – где стоит, там и шумит. Берёза ума даёт (о розгах). Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь. Берёзой обогреешься, а не оденешься. Где дубняк, там и березняк. Для врага и берёза – угроза. И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут. Каковы берёзки, таковы и отростки. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
(Береза) .
Стоишь на белой ножке На веточках серёжки Нас соком угощаешь. Тебя всегда узнаешь. (Береза)
Стройная девица, платьице из ситца, черные сапожки, по весне – сережки. (Береза) Одела блондинка зелёный платочек, Для путников сделав в дороге тенёчек. Одела серёжки и птиц приютила, А кто хотел пить, тех соком поила. (Берёза)
Это дерево раз в год Сок, как будто фрукт, дает.
(Береза )
ЗАГАДКИ ПРО БЕРЕЗУ
И красива, и стройна Средь подруг стоит она. Вся в кудряжках и серёжках. Это белая...(Березка )
Весной на белой ножке Растит в листве серёжки, А из коры в надрезах Мне дарит сок полезный! Что в розовом тумане Шуршит мне утром ранним?
(Береза)
Красила весной и летом Волосы зелёным цветом. Но видать перестаралась; Без волос зимой осталась. Только белый сарафан Облегает стройный стан.
Тип проекта:
познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта:
долгосрочный
Предмет исследования:
береза.
Количество участников:
групповой (СРЕДНЯЯ).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело - мир освещать; второе - крик утешать; третье - больных исцелять; четвертое - чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.
Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель проекта:
Активизировать речь, обогатить словарь
Воспитать любовь к природе родного края, желание сохранять ее
Задачи.
1. Учить отражать знания и впечатление в художественной, продуктивной и игровой деятельности.
2.
Сформировать эстетическое отношение к русской березе через стихи, потешки, картины и т. д
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
4.
Расширять знания детей о березе, ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту.
Формы реализации проекта
Ø Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность
Ø Целевые прогулки
Ø Труд на участке
Ø Изготовление поделок из природного материала
Ø Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация)
Ø Организация мини-музея предметов из березы
Приемы реализации проекта
v Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок
v Рассматривание картин, иллюстраций
v Проведение дидактических игр
v Организация изобразительной деятельности
v Организация трудовой деятельности
v Сбор материала для создания мини-музея
v Организация экспериментальной деятельности
Этапы проекта
1 этап подготовительный
Цель: сформировать у детей представление о березе, как образе России.
Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание наизусть.
Подбор дидактических игр.
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Подбор материала в мини-музей « Березка русская моя»
2 этап- аналитический
Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.
§ Систематизация иллюстраций, репродукций картин.
§ Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям: подготовить схему о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.
3 этап - практический
Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)
Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей»
§ Беседа «Почему березы белые?»
§ Занятие «Береза - символ России»
§ Легенды и мифы о березе «Русская душа березы»
§ Занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»
§ Занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой?»
§ Занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»
§ Заучивание стихотворений, пословиц о берёзе. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».
§ Вернисаж детских рисунков «Весенняя березовая роща»
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы
Ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.