Занятие по фэмп во второй младшей группе по фгос план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему. Занятие по фэмп «геометрические фигуры Фэмп вторая младшая группа март

Образовательные задачи: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов; цвет, форму, величину. Учить устанавливать соответствие между множествами. Закрепить навыки счета до 4-х.

Развивающие: продолжать осваивать умение различать правую и левую руки, составлять из частей целое. Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, развивать доброжелательные отношения.

Материалы: сундучок, кукла, бабочки, зайка, ключи, образцы бус, набор геометрических фигур, полянка с цветами, ручеек, разрезанные картинки.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Начинает звучать музыка.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какой прекрасный сундучок стоит. Хотите узнать, что в нем находится?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте его откроем. Посмотрите, какой большой замок, но у нас есть три ключа. Какой они формы?

Дети: Треугольник, квадрат, круг.

Проводится игра "Найди, какой же?"

Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают каждый ключик. Выбор определяется путем приложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок.

В сундучке будет кукла.

Воспитатель: Посмотрите, кто оказался в этом сундучке. Это кукла Таня. Она большая или маленькая?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Посмотрите она веселая или грустная?

Дети: Грустная.

Воспитатель: Давайте узнаем, что с ней случилось. Она собиралась к нам в гости. Надела красивое платье и разноцветные бусы. Но по дороге веревочка разорвалась и бусинки рассыпались. Давайте поможем их собрать.

Проводится игра "Собери бусы"

Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались. Их нужно собрать, используя для них круги двух цветов. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус, круги чередуются по цвету). Ребенок собирает так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какая сейчас стала кукла? Почему?

Дети: Веселая. Потому что собрали бусы.

Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в нашем волшебном сундучке (достает бабочки). Посмотрите, дети, какие красивые бабочки. Какие они по цвету?

Дети: Красные, синие.

Воспитатель: Хотите поиграть с ними?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А что делают бабочки зимой?

Дети: Спят.

Воспитатель: А наши бабочки из волшебного сундучка. В наших руках они сейчас оживут и полетят на полянки, искать красивые цветочки, такого же цвета, как они сами. Возьмите бабочек в правую руку, (рассматривает с детьми полянку с красными цветами). Сколько цветов на полянке? Давайте посчитаем.

Дети: Один, два, три, четыре.

Воспитатель: Давайте посчитаем сколько бабочек? (Спросить одного ребенка).

Дети: Один, два, три, четыре.

Воспитатель: Что из этого следует? Что бабочек столько, сколько и цветов. Одинаковое количество, поровну. (Рассматривает другую полянку). Сколько цветов?

Дети: четыре.

Воспитатель: Сколько бабочек?

Дети: три.

Воспитатель: Чего у нас больше? Цветов или бабочек?

Дети: Цветов.

Воспитатель: На сколько?

Дети: На один.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что без бабочки остается один цветок.

Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

Воспитатель: Вы слышите, ребята, кто-то плачет? Давайте посмотрим.

Дети и воспитатель собираются пойти посмотреть, кто плачет, но на пути им встречается речка.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Речка.

Воспитатель: Она какая? Широкая или узкая?

Дети: Широкая.

Воспитатель: Как нам перейти через речку?

Воспитатель: Дети, посмотрите, это что?

Дети: Ручеек.

Воспитатель: Какой он? Широкий или узкий?

Дети: Узкий.

Воспитатель: Мы можем его перейти?

Дети: Да.

Воспитатель и дети находят зайку.

Воспитатель: Дети, кто это?

Дети: Зайка.

Воспитатель: Давайте с ним познакомимся и спросим, почему он плачет.

Дети: Зайчик, как тебя зовут?

Зайчик: Степашка.

Дети: Почему ты плачешь?

Зайчик: Потому что я заблудился и очень хочу есть.

Воспитатель: Ребята, поможем зайчику?

Дети: Да.

Проводится игра "Разрезные картинки"

Дети составляют картинки из четырех частей.

Гимнастика для глаз

Воспитатель: Посмотри, Степашка, какую мы тебе морковку собрали. Воспитатель угощает зайчика морковкой (муляж).

Зайчик: Спасибо вам, ребята.

Воспитатель: Давайте, ребятки, попрощаемся с зайчиком. Мы помогли зайчику, составили картинки из частей.

Дети: До свидания, Степашка.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с Таней. Мы помогли ей собрать бусы. Бусинки были разные по цвету.

Дети: До свидания, Таня.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с бабочками. Мы с вами сегодня узнали, что на полянке было больше синих цветов, чем синих бабочек на один, а красных цветов и бабочек поровну.

Дети: До свидания, бабочки.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать нашим друзьям? Что вам больше всего понравилось? В какие игры вы играли? Воспитатель благодарит детей и раздает угощенье.

Заведующий Лебедева Татьяна Александровна Написать письмо

В нашем детском саду каждый педагог знает, что ребенок - это личность. Мы стремимся сохранить то уникальное, что природа дала малышу, а также помочь ему в познании интересного и сложного мира, развить творческое отношение к жизни, к любому делу, за которое будет браться этот маленький человек.

С раннего возраста малыши привыкают к посещению детского сада, учатся играть со сверстниками и общаться со взрослыми, открывают для себя особый новый мир.

В спокойной и доброжелательной обстановке проходят занятия лепкой и аппликацией, музыкой и рисованием, развитием речи и математикой, физкультурой. В развивающих играх и прогулках время пролетает незаметно.

Мы рады каждому ребёнку!

С уважением,

заведующий МБДОУ "Детский сад № 31"

Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на синей полоске и сколько на красной». Ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Воспитатель дает образец ответа или начинает его, а ребенок заканчивает. Для осознания способа действия детям предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказывать, что и как надо делать. «Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли всем карандашей?» Так устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог использует только те слова, смысл которых понятен детям.

Самоанализ нод по фэмп во 2 младшей группе «в поисках иванушки»

Внимание

Использование данных методов и приемов при формировании у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений позволит педагогу успешно справиться с поставленной задачей и поможет детям качественно усвоить новые знания и применять их на практике. Литература:

  1. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
  2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.

П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.
  • Житомирский, В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.
  • Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста».


    - М., 2000.

  • Корнеева, Г. А.
  • Методика проведения занятия во второй младшей группе

    Конспект кульминационного события по ФЭМП «В поисках призов» в старшей группе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы муниципального района. Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе «В поисках потерянной планеты» Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «В поисках потерянной планеты». Цели: Совершенствовать умение находить место числа.

    Инфо

    Занятие в старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 10. В поисках клада» ЦЕЛЬ: -совершенствовать умение счета в пределах 10. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, речевое развитие,.


    Конспект НОД по ФЭМП «В поисках сокровищ» в старшей группе Программное содержание: — Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; — Продолжать знакомить с количественным составом числа.

    Конспекты «математика»фэмп(2 младшая группа)

    Вашему вниманию представлена видеозапись непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по сказке «Гуси — лебеди» во 2 младшей группе «В поисках Иванушки». по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художест-венная литература», «Здоровье» Направление: познавательное, развитие речи. Тема занятия: «В поисках Иванушки» Дети в возрасте от 3до 4 лет (2 младшая группа). Перед собой я поставила следующие цели: Образовательные: продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации); формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер; умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку; закрепить счёт до 5; формировать навык полных ответов на вопросы.

    3. анализ программы «гармония» по математике в детском саду

    Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов. Цель занятия: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года. Мною были поставлены следующие задачи: Образовательные: продолжать формировать элементарные математические представления: — различать форму, цвет, размер предметов и объектов; — освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру; — закрепить умение составлять изображение предмета из частей; — умение ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
    Развивающие: — развивать речевую и познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, воображение; развитие сенсорной культуры.

    Важно

    Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений начинается со второй младшей группы. Очень важно организовать успешное восприятие детьми пространственных форм реальных предметов и их количественные отношения в данный возрастной период, ведь от этого зависит дальнейшее успешное развитие математических представлений у воспитанников. Знакомство детей с элементами математических представлений осуществляется на основе теории множеств.


    При работе с детьми младшего дошкольного возраста используются множества предметов, характеризующиеся одним общим признаком, объединяющим эти предметы. Таким образом, мы формируем у детей умение выделять качественные признаки различных предметов (форма, цвет, текстура).

    Анализ проведения фэмп во второй младшей группе

    Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действия. Объяснения его предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Наиболее сложные способы действия демонстрируются 2-3 раза, при этом воспитатель всякий раз обращает внимание малышей на новые детали.

    Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий. В ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины. Ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения воспитателя неназойливы и немногословны. Иногда ошибки лучше исправлять без пояснений.
    Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала.
    В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало). Также можно и прятать геометрические фигуры.
    Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем).

    На основном этапе НООД решались следующие задачи: Задания: «На лесной опушке», «Три медведя», «Земляничка для медведей», «Теремок», были направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, знанию математических понятий, представлений о геометрических фигурах. В ходе занятия дети занимались продуктивной деятельностью, которая была направлена на умение составлять изображение предмета из частей. (Домики для животных). В целях укрепления здоровья детей применила гимнастику (физкультминутку).

    Образовательная деятельность на протяжении 15 минут была динамичной, предусматривала быструю смену детской деятельности, что позволило избежать утомляемости детей. Дети все задания и упражнения выполняли с удовольствием и интересом, на протяжении всей образовательной деятельности были активны, любознательны. Атмосфера на занятии была доброжелательная.
    В начале учебного года детям даются простые задания по составлению множеств предметов, имеющих только один объединяющий их признак, например, собрать все шарики из группы предметов, обладающих различными геометрическими формами. Далее задания усложняются, детям предлагается составить группу предметов, характеризующуюся двумя общими признаками, например, собрать группу состоящую из красных шаров. Позже детей учат составлять группы из определенного количества предметов, объеденных общим признаком или несколькими признаками, а также находить в двух группах признак, объединяющий или различающий эти две группы. Основное внимание в данный возрастной период уделяется занятиям по сравнению качественных признаков предметов: форме, цвету, длине, ширине высоте. При обучении детей младших групп используется наглядно-действенный метод.
    Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми.

    Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры – малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет.

    С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже ориентировка в пространстве считается математикой.

    Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры. Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.

    Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

    Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.
    Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

    Предисловие

    Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.
    В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
    В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
    Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).
    В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

    Примерное распределение программного материала на год

    Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

    I квартал

    Сентябрь

    Занятие 1
    Занятие 2
    большой, маленький .

    Октябрь

    Занятие 1
    один, много, мало .
    Занятие 2
    много, один, ни одного .
    Занятие 3
    один, много, ни одного .
    Занятие 4
    Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
    большой, маленький.

    Ноябрь

    Занятие 1

    Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
    Занятие 2
    Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
    Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
    Занятие 3
    Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
    Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
    Занятие 4
    Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
    Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

    II квартал

    Декабрь

    Занятие 1
    Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
    Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
    Занятие 2
    Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
    Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
    Занятие 3
    Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
    Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.
    Занятие 4
    Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения
    Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

    Январь

    Занятие 1
    Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
    Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
    Занятие 2
    Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
    Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
    Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
    Занятие 3
    Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.
    Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
    Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.
    Занятие 4
    Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
    Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

    Февраль

    Занятие 1
    Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
    Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
    Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.
    Занятие 2
    Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова
    Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
    Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.
    Занятие 3
    Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
    Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.
    Занятие 4
    Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
    Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

    III квартал

    Март

    Занятие 1
    Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .
    Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
    Занятие 2
    Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,
    Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
    Занятие 3
    Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.
    день, ночь.
    Занятие 4
    Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
    Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
    Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

    Апрель

    Занятие 1
    Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
    Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
    Занятие 2
    Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
    Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.
    Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .
    Занятие 3
    Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.
    Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.
    Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
    Занятие 4
    Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
    Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

    Май

    Занятие 1
    Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.
    Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.
    Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.
    Занятие 2
    Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
    Занятия 3–4
    Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

    Планы занятий

    Сентябрь

    Занятие 1

    Программное содержание
    Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

    Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.
    Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

    Методические указания

    I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»
    Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»
    Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)
    Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)
    II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».
    Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.
    III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.
    В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)
    Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

    Занятие 2

    Программное содержание
    Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .
    Дидактический наглядный материал
    Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.
    Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

    Методические указания

    I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.
    Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».
    II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».
    Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

    Октябрь

    Занятие 1

    Программное содержание
    Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.
    Дидактический наглядный материал
    Демонстрационный материал . Кукла.
    Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

    Методические указания

    Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.
    Дети расставляют матрешек.
    Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)
    В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

    Занятие 2

    Программное содержание
    Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .
    Дидактический наглядный материал
    Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.
    Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

    Методические указания

    I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.
    Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?
    Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.
    Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?
    Дети складывают мячи в корзину.
    Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?
    II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».
    Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


    Мой веселый, звонкий мяч,
    Ты куда пустился вскачь,
    Желтый, красный, голубой,
    Не угнаться за тобой.

    Я тебя ладонью хлопал,
    Ты скакал и звонко топал,
    Ты пятнадцать раз подряд
    Прыгал в угол и назад.

    А потом ты покатился
    И уже не возвратился,
    Закатился в огород,
    Докатился до ворот.

    Вот подкатился под ворота,
    Добежал до поворота,
    Там попал под колесо,
    Лопнул, хлопнул, вот и все.

    Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.
    Игра повторяется несколько раз.

    Занятие 3

    Программное содержание
    Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.
    Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.
    Дидактический наглядный материал
    Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.
    Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

    Методические указания

    Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».
    I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.
    II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.
    Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.
    III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)
    Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»
    Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.
    Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»
    Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

    Занятие 4

    Программное содержание
    один, много, ни одного.
    Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.
    Дидактический наглядный материал
    Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.
    Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

    Методические указания

    I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».
    На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»
    Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»
    Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»
    II часть. Игра «Чудесный мешочек».
    В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.
    Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.
    Аналогичные действия выполняются с другим кругом.
    Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.
    III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».
    Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

    Ноябрь

    Занятие 1

    Программное содержание
    Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
    Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

    Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

    НОД по ФЭМП во 2 младшей группе

    Подготовила и провела воспитатель Бульбас Н.П.

    Тема: «Все игрушки сосчитаем»

    Цели:

    Упражнять в составлении группы предметов и умении выделять из группы предметов один.

    • Закреплять знание понятий: один, много, немного.

    Познакомить с геометрической фигурой кругом.

    Упражнять в правильном назывании геометрической фигуры круг и обобщающего понятия «игрушки».

    Оборудование демонстрационное: игрушки — мишка, заяц, машина; раздаточное: мелкие игрушки трех видов — одна, несколько, много, (кубики, пирамидки, мячик) разноцветные кружки по количеству детей.

    Ход занятия

    Воспитатель – Ребята, сегодня в группу я принесла игрушки, но их почему-то нигде нет, только письмо лежит на столе. Давайте почитаем и узнаем, что в нём написано.

    Письмо: Вам пишет злой волшебник, который забрал ваши игрушки, если вы

    отгадаете про них загадки, я вам их верну.

    Воспитатель – Ну, что ребята, будем отгадывать загадки?

    Дети – Да.

    Воспитатель – Слушайте внимательно.

    Воспитатель — Зверь забавный сшит из плюша.

    Есть и лапы, есть и уши.

    Меду зверю дай немного

    И устрой ему берлогу.

    Дети — Мишка.

    Воспитатель — Пьет бензин, как молоко,

    Может бегать далеко.

    Возит грузы и людей.

    Ты знаком, конечно, с ней?

    Дети — Машина.

    Воспитатель — Комочек пуха,

    Длинное ухо.

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    Дети — Заяц

    (Под сказочную музыку появляются игрушки Мишка, Зайка и машина)

    Воспитатель – Я очень рада, что вы отгадали все загадки правильно.

    Воспитатель – Ребята, как назвать одним словом мишку, зайку и машину?

    Дети – Это игрушки.

    Воспитатель – Правильно, а для чего нужны игрушки?

    Дети – Для того, чтобы с ними играть.

    Воспитатель - Ребята, игрушки принесли вам подарки,

    игрушки мелкие игрушки

    Воспитатель – Кирилл, сколько мячиков принес мишка?

    Кирилл – Одну.

    Воспитатель – Настя,сколько кубиковпривезла машина?

    Настя — Много.

    Воспитатель – Вика, сколько пирамидок принес зайка?

    Вика -Две.

    Воспитатель – Это много или мало?

    Вика — Немного, мало.

    Воспитатель — Задания:

    Одному из детей взять мячик и положить на стол. Сколько мячиков у мишки и сколько стоит на столе?

    Дети – У мишки нету мячиков. На столе один мячик.

    Воспитатель — Насте взять кубики и поставить на стол.

    Воспитатель — Настя, сколько кубиков ты поставила на стол?

    Настя – Я поставила пять кубиков.

    Воспитатель – А сколько осталось в машине?

    Настя – В машине не осталось ни одного кубика.

    Воспитатель – Зайка предлагает Родиону взять

    пирамидки, поставить около машины на стол.

    Воспитатель – Родион, сколько пирамидок дал тебе зайчик?

    Родион – Две пирамидки.

    Воспитатель – Молодцы ребята. Вы все правильно справились с заданием.

    Физкультминутка.

    Мы – весёлые матрёшки, Хлопки в ладоши.

    Ладушки, ладушки.

    На ногах у нас сапожки, Топотушки.

    Ладушки, ладушки.

    В сарафанах наших пёстрых, Кружение, руки на поясе.

    Ладушки, ладушки.

    Мы похожи словно сёстры,

    Ладушки, ладушки.

    Воспитатель – У меня есть интересные фигуры

    разного цвета, посмотрите.

    Воспитатель – На что они похожи?

    Дети – На круг, колесо, солнышко.

    Воспитатель – Правильно. Расскажу я вам о геометрической фигуре круг. (показываю жестом его окружность)

    Воспитатель - Предлагаю вам взять свои маленькие кружочки и тоже показать, какие они круглые, покатать в руках, полюбовать­ся ими.

    Воспитатель – Ребята, покажите у кого кружочки зелёного цвета. (Дети поднимают кружки)

    Воспитатель – Молодцы, ребята, я рада, что вы знаете зелёный цвет.

    А на что похож ещё зелёный кружок?

    Дети – На зелёный светофор.

    Воспитатель – Правильно.

    Воспитатель – А давайте посмотрим на нашу машину.

    Скажите мне есть ли у машины детали похожие на круг?

    Дети – Да. Это колёса.

    Воспитатель – Действительно, смотрите как они крутятся и машина может ехать по дороге.

    Воспитатель – Ребята, я слышу, что Мишка и Зайка о чём – то беседуют между собой. Они что – то мне хотят сказать.

    Воспитатель – Ребята, наши игрушки хотят извиниться им пора в гости в другую группу. Нам всем понравилась считать и играть с фигурой круг, но наше занятие тоже подходит к концу.

    Давайте с игрушками попрощаемся. Скажем им до новых встреч.

    Дети – До свидания.

    (Под весёлую музыку игрушки уезжают на машине)

    Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми. Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры - малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет. С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже ориентировка в пространстве считается математикой. Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры.

    Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.

    Планирование по ФЭМП в ДОУ

    Трудно представить школу без математики. Готовят к ней детей с младшего возраста. Родители и воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы малыши имели представление об элементарной математике. План играет немаловажную роль. Без него не может быть последовательного изучения этой науки. Сначала план распределяется на год по месяцам. В нём описывается, чему детей надо научить за год, что они должны знать по окончании. Потом расписывается на месяц по дням (календарный план). В нём указываются дни занятий. Во второй младшей группе они проводятся 1 раз в неделю. В плане расписываются цель, задачи, проведение дидактических игр, знакомство с окружающим миром. Следующим создается перспективный план занятий по неделям. Занятия в детских садах происходят по одной схеме, а игры подаются разные.

    Например:

    Сентябрь - 1 неделя:

    1. Задача: дидактическая игра "Изучение матрёшки".

    2. Цель: понимать, что такое «один», «нет ни одного», «много» (развивать представления о группе предметов).

    Сентябрь - 2 неделя:

    1. Задача: дидактическая игра «Воздушные шарики».

    2. Цель: Развивать представление о форме, множестве и цветах.

    Сентябрь - 3 неделя:

    1. Задача: Дидактическая игра «Раскладываем правильно предметы».

    2. Цель: научиться развивать внимание, мышление.

    Сентябрь - 4 неделя:

    1. Задача - дидактическая игра «Спрячем мишку».

    2. Цель: научиться формам и предметам, тому, как правильно их соотносить.

    Как вы заметили, ФЭМП во второй младшей группе изучается исключительно через дидактические игры. Также план нужно писать и на другие месяцы. Тогда у детей, родителей и воспитателей не останется вопросов.

    Особенности количественных представлений

    Доказано, что детей легче учить во время игры. Если проводить с ними только занятия, будет скучно, неинтересно, малышам быстро разонравится познавать новое. Надо детям давать установку на формирование элементарных математических представлений только в виде игр. Они во второй младшей группе учатся различать, когда много предметов, а когда нет ни одного. Попробуйте дать двух игрушечных зайцев, а затем спросите, сколько у него их. Малыш скажет: «Вот один и вот один». Если дать ребёнку 3,4 лет 5-6 игрушек, он скажет: «Много».

    Можно их спрятать на 3 минуты и спросить: «Сколько у тебя игрушек?» Ребёнок ответит: «Нет ни одной». Это общие ответы. Они могут отличаться, в зависимости от индивидуальности малыша, но смысл будет тот же. Касается это тех детей, кто не умеет считать.

    Представление о величине

    В плане должно быть указано, как сравнивать и измерять величины. Возьмите матрёшек и объясните малышам, где самая маленькая и большая. Сравнивать сразу 3 и больше предмета нежелательно, дети запутаются быстро. Для начала хватит и двух игрушек. Величину можно сравнивать не только по высоте, но и по длине. Это могут быть яркие разноцветные ленты (длинная - зелёная, короткая - розовая). Также по толщине (кукла - худая, зайчик - толстый).

    Для того чтобы детям было интересно познавать величину, можно рассказать им историю: «Принц и принцесса собираются на карнавал, им нужны красивые пояски, вот есть ленточки, короткая и длинная, кому мы их повяжем?» Двое деток выходят и завязывают. Через время воспитатель говорит: «Ой, принц и принцесса хотят поменяться поясками, кто им поможет?» Выходят двое других деток. В итоге ленточки можно наложить одну на другую и показать, как разбираться, где короткая и длинная. Таким образом развивается у детей мелкая моторика пальчиков и представление о величине.

    Изучение геометрических фигур

    У всех предметов, которые окружают ребёнка, имеется своя форма. Лучше всего дети запоминают геометрические фигуры в игре. Играете в мяч? Объясняйте малышу, что он круглый. Смотрите в окно? Скажите, что оно квадратное. Таким образом вы также изучаете ФЭМП во второй младшей группе.

    Воспитатель или родители могут начертить на листе геометрические фигуры, под них вырезать из картона формы. Пусть ребёнок прикладывает их на чертёж. Не сомневайтесь, малыши найдут нужную фигуру в считанные секунды. Им даётся обучение очень легко. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросите их найти предметы круглой формы. Такое занятие по ФЭМП дети очень любят, а потому не останутся к нему равнодушными.

    Пространственное представление у детей

    Дети должны уметь ориентироваться в пространстве: на улице, в комнате, на листе бумаги, в движении направления, во времени. Подкидывайте с малышом мяч, при этом объясняя, что он летит вверх, падает вниз. Посадите 3 игрушки по порядку. Посередине, например, зайку. Пусть дети объясняют, кто сидит спереди, сзади, слева, справа и т. д. Игрушки желательно менять местами. Во время завтрака объясните деткам, что сейчас утро. Также в обед или во время ужина. Поговорите с детьми о ночи. Во время уроков изобразительного искусства пусть дети рисуют тропинки и объясняют, куда они ведут: вперёд, влево, вправо.

    Занятия в детских садах про пространство развивают у детей воображение, внимание, мелкую моторику, формируют умение ориентироваться как в группе, так и на улице.

    Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

    Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала. В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало).

    Также можно и прятать геометрические фигуры. Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем). Эта игра отлично помогает ориентироваться в пространстве. Приготовьте для детей много геометрических фигур одной формы. Допустим, квадраты. Только их надо сделать половину больших - одного размера, а другую - маленьких. Дайте им две коробки. Пусть разложат их по размерам.

    На самом деле дидактических игр очень много, всех не перечесть. Родители и воспитатели могут придумать свои варианты. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

    Что должны уметь дети в конце учебного года?

    Когда пройдены все занятия, которые были запланированы, тогда можно с малышами закреплять выученное. В итоге дети должны уметь:

    1. Ориентироваться, сколько у них предметов (много, мало, нет ни одного).

    2. Должны понимать разницу между большим-маленьким.

    3. Какая полоска, ленточка, тропинка (широкая-узкая, длинная-короткая).

    4. Где игрушка толстая, где тонкая.

    5. Что такое утро или ночь.

    6. Должны уметь определять: что находится внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа.

    7. Где у них голова, руки, ноги и т. д.

    8. Должны различать формы, цвета.

    Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Или он забыл название фигуры или цвет. Вы можете разочаровать его в учёбе. Если малыш с чем-то не может справиться, помогите ему ласково, с улыбкой на лице. Вот увидите, с какой охотой он захочет доказывать окружающим, что всё может. В педагогике самое главное - быть терпеливым. То, что для взрослых элементарно, для ребёнка кажется очень трудным. Поставьте себя на место малыша: что вы будете чувствовать, если на вас будут кричать? Конечно же, гнев. Это же чувствует и малыш, только выразить многое не может. Будьте добрым и терпеливым педагогом, только тогда вы сможете добиться желаемых результатов.

    Loading...Loading...