Весак — Энциклопедия буддизма. День рождения Будды – Весак Как празднуют Весак

14 мая 2016 года Праздничное мероприятие будет проходить в зале Школы (Правды 24, стр. 3). Сбор участников до с 15.30. В этот день принято приносить простые дары: цветы, свечи и ароматические палочки.
Время проведение 16.00 – 18.00.

ВЕСАК (ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУДДЫ) YÙ FÓ JIÉ
(浴佛節)

День рождения Будды – неофициальное название праздника Весак, праздник посвящён рождению, просветлению и уходу в паринирвану Гаутама Будды. Его отмечают в полнолуние апреля-мая во всех буддистских странах.Название «Весак» произошло от названия второго месяца года в индуистском календаре, который длится с 21 апреля по 20 мая по григорианскому стилю.Для празднования Дня рождения Будды люди собираются в храмах до рассвета для церемонии подъёма буддистского флага. Также они поют гимны Триратне (трём святым ценностям буддистской доктрины – Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (его ученикам). В этот день принято приносить простые дары: цветы, свечи и ароматические палочки. Эти символические дары должны напоминать людям, что жизнь быстро проходит и всё в конце-концов разрушается.

В День рождения Будды в храме ставится статуя Будды-младенца и чаша с водой. Все желающие могут подойти и опрыснуть статую. Это символический акт очищения плохой кармы. Кроме того, в этот день монахи моют статуи Будды. День рождения Будды (Весак) это также время благотворительных акций – люди навещают стариков, больных и инвалидов; раздают им деньги и подарки.

Весак - традиционный буддийский праздник в честь рождения, просветления и ухода в паринирвану Гаутамы Будды.

Весак проводится во время майского полнолуния , поэтому дата определяется по лунному календарю и каждый год изменяется. Если проводить аналогию с христианами, то для буддистов Весак это примерно то же самое, что и для христиан Рождество и Троица вместе взятые.

Существует легенда, согласно которой Будда, или как его назвали при рождении, Сиддхартха Гаутама, родился в Непале, в городе, носящем название Лумбини, в 543 году до н.э. Его мать была королева Махамая. Просветление Будды произошло намного позже, как очевидно, и переход в Нирвану. Но, по устоявшимся религиозным канонам , полагается отмечать все эти события в один день.

Официально в буддийских странах этот день начали праздновать начиная с 1950 года. Зимой 1999 года ЮНЕСКО признала этот день днём всемирного достояния.

Для верующих буддистов Весак это в первую очередь молитвы и медитации, в которых они проводят весь праздничный день, от рассвета и до заката . В этот день в храмы приходят все, и старики, и дети, чтобы послушать рассказы священнослужителей о жизни Будды . Считается, что в этот день следует подавать милостыню беднякам , и совершать подношения монахам. В этот день люди, принадлежащие к буддийской вере, стараются следовать заветам, которые очень сходны с мусульманскими и христианскими.

Поздним вечером начинаются праздничные шествия, которые проводятся с особой помпезностью. Шествия проводятся вокруг храмов, в сопровождении особых религиозных ритуалов. Программа праздничной церемонии включает в себя поклонение статуе Будд ы, религиозные песнопения , курение различных благовоний , обход храма с зажжёнными свечами и гирляндами цветов .

Изготавливаемые из бамбука и цветной бумаги, а затем развешиваемые в домах фонарики являются одним из символов праздника Весак. В давние времена в эти фонарики помещали лампады, теперь вместо них используются свечи или лампочки.

Согласно традиции, во время празднования Весака, буддисты дарят друг другу специальные праздничные открытки .

Праздник Весак является лучшим днём для медитации и перехода в состояние блаженной доброты и любви. И в этот день рекомендуется подвергать очищению не только свою душу, но и тело, для чего следует питаться растительной пищей .

Люди связывают с Праздником чрезвычайно определенные и ясно обозначенные идеи , а также видят в нем великую предоставленную человечеству возможность :

Во-первых , Праздник связывает прошлое с настоящим таким образом, каким этого еще не делал прежде никакой другой праздник, связанный с любой из мировых религий . Он выражает живую истину и открывшую сегодня перспективу. Осуществляют эту связь Будда и Христос в их общем служении расе . Они сближают Восток с Западом и объединяют в единое целое христианскую традицию, буддийскую и индуистскую веры, а также стремление всех верующих в современном мире, ортодоксальных и неортодоксальных. Религиозные различия исчезают .

Во-вторых , Праздник обозначает высшую точку духовного благословения в мире. Это время необычайного истечения жизни и духовной стимуляции , и оно предназначено для того, чтобы придать стремлению всего человечества новую энергию .

В-третьих , во время Праздника благодаря объединенным усилиям Христа и Будды, работающих в теснейшем сотрудничестве, открывается канал связи между человечеством и Богом, по которому к жаждущему и нуждающемуся миру изливаются любовь и мудрость самого Бога. Во время полнолуния Тельца словно бы открывается “дверь на Небеса ” (если говорить, прибегая к еще большей символике), и тогда можно вступить в соприкосновение с теми еще более великими Жизнями, которые являются нашей планетарной Иерархией тем, чем Иерархия является для человечества. Как только это будет осознано, появится возможность развить Науку Сближения, внеся в нее более глубокие истины и силы жизни, которые все еще остаются скрытыми за завесой. Это явит Новый Век. И это является частью реально возникающего метода достижения Пути и духовного прогресса.

Весак - это празднование рождения, просветления и перехода из воплощения Гаутамы Будды. Это - буддистский Праздник Нового Года.

В 2000 г. Весак был включен в календарь ЮНЕСКО и с этого времени является международным праздником. Сегодня, в Майское Полнолуние, миллионы людей во всем мире мысленно обращаются к Будде, стремясь попасть под Его и Иерархии влияние и благословение, когда Он ежегодно ненадолго возвращается, чтобы благословить человечество. Это признание будет расти до того не слишком отдаленного момента в будущем, когда срок Его служения завершится и Он уже больше не вернется, так как грядущий Аватар займет Его место в умах и мыслях народов мира. Его задача постоянного напоминания стремящимся о возможности просветления и Его работа поддержания открытого канала, через который Свет мог бы проникнуть в умы людей посредством нисхождения световой субстанции до самой земли, почти выполнены; близко то время, когда «в этом свете мы узрим Свет». Так, гласит легенда, Будда возвращается раз в год, чтобы благословить наш мир, передавая через Христа обновленную духовную жизнь. Затем Будда медленно удаляется, вновь превращаясь в глазах зрителей в неясное пятнышко в небе, которое в конце концов полностью исчезает. Вся церемония благословения, начиная от момента появления Будды вдали и до мига, когда он исчезает из вида, занимает всего лишь восемь минут. Ежегодное жертвоприношение, которое Будда совершает для человечества (Он тяжко платит за свое возвращение), окончено, и Он вновь возвращается в высокое место, где Он трудится и ждет. Год за годом Он и его Великий Брат, Христос, работают в теснейшем сотрудничестве ради духовного блага человечества. В этих двух великих Сынах Божьих сфокусированы два аспекта божественной жизни, и они действуют совместно как Хранители той высочайшего типа духовной силы, на которую способно откликнуться наше человечество. Через Будду проливается на нас мудрость Бога. Через Христа проявляется любовь Бога к человечеству; и именно эта мудрость и эта любовь изливаются на род людской каждое “майское” полнолуние.

Так гласит древний рассказ, такова легенда, стоящая за этим столь распространенным на Востоке праздником. Такова действительность, если мы осмелимся поверить в нее и если наши умы открыты достаточно широко, чтобы осознать ее возможность.

… если мы сможем охватить умом и понять все выше сказанное, то в нашем сознании возникнет новое видение и осознание того, что раса может уже сегодня сознательно подключится к новому источнику энергии и новому центру духовной силы.

Некоторые живущие (в сегодняшнем мире) люди связывают с Праздником некие чрезвычайно определенные и ясно обозначенные идеи, а также видят в нем великую предоставленную человечеству возможность. Перечислим эти идеи:

Во-первых, Праздник связывает прошлое с настоящим таким образом, каким этого еще не делал прежде никакой другой праздник, связанный с любой из мировых религий. Он выражает живую истину и открывшую сегодня перспективу. Осуществляют эту связь Будда и Христос в их общем служении расе. Они также сближают Восток с Западом и объединяют в единое целое христианскую традицию, буддийскую и индуистскую веры, а также стремление всех верующих в современном мире, ортодоксальных и неортодоксальных. Религиозные различия исчезают.

Во-вторых, Праздник обозначает высшую точку духовного благословения в мире. Это время необычайного истечения жизни и духовной стимуляции, и оно предназначено для того, чтобы придать стремлению всего человечества новую энергию.

В-третьих, во время Праздника благодаря объединенным усилиям Христа и Будды , работающих в теснейшем сотрудничестве, открывается канал связи между человечеством и Богом , по которому к жаждущему и нуждающемуся миру изливаются любовь и мудрость самого Бога. Говоря символически и помня о том, что символы всегда вуалируют истину, можно утверждать, что во время полнолуния словно бы широко распахивается дверь, которая во всех прочих случаях остается закрытой. Через эту дверь стремящиеся и ученики могут соприкасаться с энергиями, к которым трудно получить доступ иным способом. Через эту дверь можно приблизиться к Тем, Кто являются Водителями расы, а также к истине и реальности, что невозможно во всякое другое время. Эта возможность предоставляется всем, кто стоит по обе стороны двери, и она будет постоянно возрастать. Во время полнолуния Тельца словно бы открывается “дверь на Небеса” (если говорить, прибегая к еще большей символике), и тогда можно вступить в соприкосновение с теми еще более великими Жизнями, которые являются нашей планетарной Иерархией тем, чем Иерархия является для человечества. Как только это будет осознано, появится возможность развить Науку Сближения, внеся в нее более глубокие истины и силы жизни, которые все еще остаются скрытыми за завесой. Это явит Новый Век. И это является частью реально возникающего метода достижения Пути и духовного прогресса.

Кроме того, в это время становится возможным колоссальное расширение сознания, которое невозможно в другие времена. Ученики и посвященные, где бы они ни находились, могут получить помощь и духовную стимуляцию, чтобы сделать те гигантские шаги, которые мы называем посвящениями и которые позволяют человечеству проникнуть еще немного глубже и сознательнее в тайну царства Божьего. Они являют более отчетливо чудо божественности, красоту божественности в каждом человеке, а также еще немного приоткрывают План, которому подчиняется человечество и с которым оно может сотрудничать. «Для того, чтобы изменить мир, необходимо изменить природу человека», — утверждал Будда, и в этом утверждении заложена глубинная суть того, каким образом можно улучшить жизнь нашей планеты и ее обитателей... Предлагаю всем, кто исповедует буддизм и другие религии, в связи с празднованием Дня Весак задуматься о том, каким образом мы можем изменить свои действия, с тем чтобы проложить путь к более поступательному развитию в будущем».

Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Дня Весак:

Нужно перестать вести самую трудную войну, войну с самим собой.
Нужно обезоружить самого себя.
Я вел эту войну несколько лет, она была ужасна. Теперь я безоружен.
Я больше ничего не боюсь, ибо “Любовь изгоняет страх”.
Я снял доспехи своей правоты, стремления себя оправдать, обвиняя других.
Я больше не стою на страже, ревниво вцепившись в свои сокровища.
Я все принимаю и делюсь всем, что имею.
Я не привязываюсь к своим идеям и планам.
Если мне предложат лучшие, - нет, просто хорошие, - я приму без сожалений.
Я отказался сравнивать.
Хорошее, истинное, настоящее для меня и будет лучшим.
Поэтому я больше не боюсь.
Когда ты обезоружишь себя, откажешься от собственной власти, откроешься навстречу Богочеловеку, творящему всё новое, тогда Он сотрет дурное прошлое, и введет нас в новое время, где все возможно.

А еще - в 2012 году Весак совпал со славянским празднованием - Даждьбога!

Даждьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич — это разные варианты имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Он считается первопредком славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки).

По славянским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов — чехов, хорват, киевских полян.

Почитался в этот день и Ярило (Солнце), лик Даждьбога, возрождение природы. Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Даждьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (в иных толкованиях — Велеса либо Даждьбога).

Даждьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожи

В день Даждьбога люди радовались, что Даждьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало окончание долгой Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях шумно славили Даждьбога.

«Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он — отец наш» /Вел. 31/.

День Даждьбога — это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Даждьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:

Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!

Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Даждьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дождьбога над Велесом.

С наилучшими пожеланиями, Лена Голуб .

Весак (другие названия - Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Сага Дава) - буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану) Гаутамы Будды. Этот праздник относится к традиции тхеравады (одной из традиций раннего буддизма), согласно тхераваде все эти события произошли в один и тот же день года - в день майского полнолуния. Широко распространён в странах Южной Азии.

Праздник выпадает на день полнолуния второго месяца древнеиндийского календаря. Индийское название месяца - вайшакха, что на сингальском языке звучит как «весак». Таким образом, праздник получил своё название по названию месяца.

В 2016 году Весак отмечается в:
Таиланде - 20 мая .
Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Сингапуре, Непале, Индии, Китае, Малайзии, Вьетнаме - 21 мая .
Индонезии - 22 мая .

Также, 21 мая , день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни отмечается и в Калмыкии как национальный праздник.

Его Святейшество Далай-лама возжигает лампаду в главном тибетском храме в честь праздника Весак –
дня рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни.
Дхарамсала, Индия. 21 мая 2016 г.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

В центре внимания праздника - просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Миряне также посещают местные храмы и монастыри, слушают даршаны и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, дхармы и сангхи (трёх драгоценностей). Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам. В дни праздника также поощряется дана как свидетельство милосердия.

Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение в подтверждение того, что они не забывают о своём долге перед монастырской общиной (сангхой). Подношения подчёркивают, что сангха важна для мирян. Это также возможность заслужить уважение окружающих. В Бирме, в отличие от Шри-Ланки, этот праздник не считается праздником света, однако его важности отвечает обычай поливать дерево Бодхи в местном монастыре или храме.

День рождения Будды – неофициальное название праздника Весак, который посвящён рождению, просветлению и физической смерти Гаутама Будды. Его отмечают в полнолуние апреля-мая во всех буддистских странах. Этот праздник также называют Вайшакха Пурнима или Будда Пурнима.


Название «Весак » произошло от Вайшакха – названия второго месяца года в индуистском календаре, который длится с 21 апреля по 20 мая по григорианскому стилю. Празднование Дня рождения Будды в день Весак было официально закреплено лишь в 1950 году на конференции «Мировое братство буддистов» в .

Как празднуют

В этот день буддисты собираются в храмах до рассвета для церемонии подъёма буддистского флага. Также они поют гимны Триратне (трём святым ценностям буддистской доктрины – Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе(его ученикам). В храмы верующие могут приносить простые дары : цветы, свечи и ароматические палочки. Эти символические дары должны напоминать людям, что жизнь быстро проходит и всё в конце-концов разрушается.

В этот день они также стараются воздерживаться от актов умерщвления любого рода – то есть, как минимум, не есть мяса . В Шри-Ланке, например, в два дня празднования Дня рождения Будды закрыты все скотобойни и вино-водочные магазины.

В День рождения Будды обычно выпускают на волю насекомых, птиц и зверей. Этот так называемый «символический акт свободы» напоминает о тех, кто находится в заточении, тюрьме или подвергается мучениям любого рода.

Некоторые особо ревностные буддисты в этот день одеваются очень просто и проводят в храмах целые сутки.

В большинстве храмов ставится статуя Будды-младенца и чаша с водой. Все желающие могут подойти и опрыснуть статую. Это символический акт очищения плохой кармы. Кроме того, в этот день монахи моют статуи Будды , стоящие под открытым небом (например, на острове Лантау в ).

В храмах монахи наставляют людей , как жить в мире и гармонии с правительством и другими людьми.

День рождения Будды (Весак) это также время благотворительных акций – люди навещают стариков, больных и инвалидов; раздают им деньги и подарки

Когда празднуют День рождения Будды

В Китае празднуют День рождения Будды на восьмой день четвёртого лунного месяца по китайскому лунному календарю, а именно:

В 2012 году – 28 апреля
В 2013 году – 17 мая
В 2014 году – 6 мая
В 2015 году – 25 мая
В 2016 году – 14 мая

В других странах День рождения Будды отмечают по местным лунным календарям, но он обязательно приходится на полнолуние.

День рождения Будды в других странах

Поскольку буддизм распространился далеко за пределы Индии, в разных странах и сообществах его празднуют немного по-особому: в Индии одеваются в белое и едят рисовую кашу, в Японии статую Будды омывают специальным напитком и украшают цветами, в Южной Корее раздают бесплатную еду, а на Шри-Ланке украшают дома и улицы фонарями. В Гонконге на острове Чхёнчау в этот день обычно проходит знаменитый .

Название на китайском:

佛诞 (fo2 dan4 / фо дань)

Название на кантонском:

Loading...Loading...