Нравственное самовоспитание - основа гуманного развития личности. Нравственное самовоспитание сотрудника правоохранительных органов Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания юристов

Самовоспитание выступает важнейшим фактором нравственного воспитания личности. Роль субъективного фактора в воспитании в большинстве ситуаций является ведущей! Воспитание становится управлением самовоспитанием. Опыт педагогических наблюдений показал, что нравственные качества личности само - воспитываются в 2-3раза быстрее и являются в 50! раз более прочными, чем в односторонней ситуации обучения.

Воспитательная работа побуждает сотрудников к самовоспитанию как самостоятельной функции, подкрепляет их мотивы и усилия, направленные на формирование своей личности. Несмотря на своеобразие каждой функции, они проявляются в единстве.1 Без самовоспитания вся воспитательная работа, проводимая в органах внутренних дел, будет малоэффективной, формальной. Отсутствие самовоспитания – и перед нами пассивная личность, которая не способна выдержать нагрузки экстремального характера, сложные условия работы и жизни. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берётся напрокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: "Я должен воспитывать себя сам". И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют по принципу: "Меня должны воспитывать". Ведь совершенствование личности в значительной степени обеспечивается за счёт самовоспитания. Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремлённый процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту.

Между процессами нравственного самовоспитания нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность и взаимообусловленность. Они относятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются всё же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительно воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания. Исходя из этого, следует, в частности, определить и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших принципов формирования личности специалиста правоохранительных органов.

Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаёт целеустремлённость, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учёбы.

Эффективность воспитательной работы зависит, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду. Отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии её стимулировать и направлять. 1

Этапы самовоспитания: превращение этических знаний в лично-значимые ценности, придание им личного смысла, второй этап: выработка у себя нравственных привычек: привычки не лгать, быть добросовестным в порученных делах, привычка доводить до конца начатое дело и др. Третий этап: образование нравственных чувств и потребностей: чувства ответственности, чувства гордости за сделанное дело, потребности не лгать, потребности доводить начатое дело до конца и др..

Нравственное самовоспитание курсантов в рамках учебного процесса, совмещенного со службой, военизированного режима, уставного порядка, требует постоянного повышенного напряжения физических и духовных сил. Поэтому задача командиров всех уровней развивать формы индивидуального и коллективного самовоспитания. Учебная деятельность, являющаяся для курсанта основной, содержит колоссальные возможности для самовоспитания: воспитания в себе ответственности, терпения, добросовестности. Творческая же деятельность: занятия искусством, спортом, наукой, хобби - развивают нравственные и эстетические качества: чувство меры, гармонии, интуицию, глазомер.

Самовоспитание, как саморазвитие опирается на закон расширения, в данном случае, расширения возможностей самого человека к совершению всё более значимых поступков! Широко известен факт самовоспитания великого русского полководца А.В.Суворова, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус, создавший уникальную систему воспитания боевого духа у русского солдата, сам родился болезненным и хилым ребенком. Именно самовоспитание позволило ему победить маленький рост, физическую слабость.

Известен и пример Ф.Ницше, философ. Создавшего в мировой культуре культ сильной личности, теорию Сверхчеловека! Он был измучен жестоким головными болями на протяжении 20лет жизни, но продолжал трудиться. Или пример советского писателя Н.А. Островского, прикованного к постели тяжелым ранением участника гражданской войны. Создавший на пределе человеческих возможностей роман о героической жизни комсомольца Павки Корчагина «Как закалялась сталь». Еще ближе к нам с вами пример самовоспитания нашего коллеги Д.С. Перминова, героя России, преподавателя Омской академии МВД России. Так, самовоспитание, сила воли побеждает самые непреодолимые препятствия и самые тяжкие недуги.

Методы нравственного самовоспитания личности: самоанализ, самонаблюдение, самопознание (дневники, изучение собственных фотографий, работа с психологической литературой, тестами. Излишнее самокопание приносит не меньший вред) самопринуждение - осознанное волевое привлечение себя к определенным действиям самокритика – анализ собственных достоинств и неудач, переключение мыслей и поступков на развитие, движение вперед. самоприказ – сильное волевое усилие,

Правила самовоспитания очень разнообразны, в зависимости от целей. Например: «Во всем соблюдать порядок», «Не завидовать», «Обязательно сдерживать данное слово». Таких правил для самовоспитания может быть гораздо больше! Выпишите к семинарскому занятию из учебника те правила, которые подходят именно вам (С.195, 321). Прочтите хотя бы одну книгу по самовоспитанию. Психология успеха - современное направление, широко отраженное в литературе. Технология успеха и самореализации личности могут быть самыми различными. Так, один из бестселлеров не теряющий своей популярности у современного российского читателя – книги Д.Карнеги «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей». Приведите на семинарском занятии какие-либо известные вам методики. Или Владимир Леви, советский и российский психолог: «Искусство быть собой».

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов правоохранительных органов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспитательной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать».

Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания.

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы, приводит к разрыву между воздействием воспитателей и результатами этого воздействия. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчиненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специальных вузов входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особенностями , обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано развивать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.

Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Нравственное самовоспитание - дело не только отдельного сотрудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учебной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Индивидуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулируют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей - представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее

  • (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование - от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. Это один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранительных органов.
  • 1. Нравственное самовоспитание сотрудника - явление системное, оно имеет свою логику развития , закономерности и принципы реализации. Закономерности нравственного самовоспитания подразделяются условно следующим образом:
    • внешние - обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом;
    • внутренние - зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от социальной среды. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: индивиды могут культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения. В нравственном самовоспитании, как и во всех социальных процессах, закономерности не проявляются в «чистом» виде, а лишь в приближении, тенденции.

2. Универсальная связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление в зависимости самовоспитания сотрудников правоохранительных органов от сплоченности и зрелости служебного коллектива. Это означает, что чем более сплочен и зрел коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип - воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой. Деятельность, труд - основной источник формирования личности. Труд как целесообразная деятельность - объективная основа нравственного самовоспитания, генератор всех личностных качеств. Эту деятельную сущность самосовершенствования следует особо освоить сотрудникам: нравственное самовоспитание осуществляется сугубо в деятельности: в напряженной учебе, общественно-полезной работе, на службе, в быту на отдыхе - всюду. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от деятельности. Зависимость - прямо пропорциональная: всесторонняя и гармоническая жизнедеятельность - основа самовоспитания всесторонней и гармонической личности, однобокая жизнедеятельность - залог уродливого самовоспитания. Нравственная деформация человека возрастает в той мере, в какой растет неприятие труда.

  • 3. Особо важную роль в развитии нравственного самовоспитания играет творческая деятельность , к которой в полной мере относится и служба в правоохранительных органах. Творчество специалиста этих органов - высшая, наиболее активная и продуктивная основа его самовоспитания, возникающая в результате сложного соотношения труда, познания и общения. Творчество требует фантазии, самостоятельности, активности, повышенной интеллектуальной и эмоциональной напряженности, оперативности мышления, преодоления догматизма. Самоанализ всех этих проявлений человека и означает начало выработки их у себя. Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа:
  • 1) использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств ;
  • 2) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. Еще Аристотель говорил, что нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.
  • 4. Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Успех в нравственном самовоспитании идет рука об руку с ростом знаний. Иначе говоря, самовоспитание зависит не только от самопознания, но и от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры индивида вообще. Образованный человек, отмечал Гегель, чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством .
  • 5. Развитие способности господствовать над самим собой, управлять своей собственной жизнью органически связано с развитием духовной культуры личности. Уровень достигнутой культуры человека становится действенным фактором его дальнейшего совершенствования. Развитие интеллекта и самосознания, нравственных и эстетических чувств, воли и характера специалиста правоохранительных органов во многом зависит от его обшей культуры. Существует прямая зависимость нравственного самовоспитания сотрудника от его культурного развития в широком смысле этого понятия. Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания сотрудника от уровня его культуры вытекает принцип: для успехов в нравственном самовоспитании следует активнее приобщаться к общечеловеческим культурным ценностям.

В истории общества действует закон расширения и возвышения потребностей. Этот закон применим и к потребностям в нравственном самосовершенствовании. Если какая-либо потребность человека не удовлетворена, то он находится в состоянии недовольства, а это, как правило, побуждает к самовоспитанию. Из закономерной зависимости самовоспитания от потребностей вытекает один из важных принципов развития самовоспитания и руководства им - принцип форсированного формирования разумных потребностей специалиста. При этом особое значение принадлежит формированию перспективных, общественно и лично значимых прогрессивных потребностей. К их числу можно отнести и потребность в самовоспитании: «Самая существенная, самая человеческая потребность в человеке, - по замечанию К.Д. Ушинского, - есть потребность совершенствования развития» . Здесь также ярко проявляется диалектика: нравственное самовоспитание зависит от потребностей, потребности - самовоспитываются.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

К числу внутренних закономерностей относится и такая, как единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерно связаны с целями самовоспитания. Цель человека определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует характеру цели. Благородные цели не могут реализоваться порочными средствами и методами. Если для осуществления цели требуются дурные средства, то такая цель не может быть высокой и справедливой.

И.П. Павлов

Нравственное самовоспитание объективно обусловливается не только социальной средой, но и биологической природой человека. Выдающийся физиолог И.П. Павлов сформулировал закон соответствия организма окружающей среде, согласно которому человек может существовать до тех пор, пока он уравновешивается с окружающими условиями путем саморегуляции. «Наша система, - писал он, - в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающаяся, направляющая и даже совершенствующаяся» .

Самовоспитание есть высшее проявление и дополнение биологической саморегуляции. Биологическая и социальная стороны самосовершенствования тесно связаны между собой, обусловлены друг с другом, что может быть выражено закономерностью единства социального и биологического в самовоспитании. Интенсивный процесс социализации вообще и самовоспитания, в частности, оказывает существенное влияние на биологическую природу человека и на его физиологическую саморегуляцию (воздействует на среднюю продолжительность жизни, общие физические показатели, устраняет расовые различия и т.д.). В той же мере биологическое воздействует на социальное, в том числе и на самовоспитание. Закономерная связь нравственного самовоспитания как социального явления с биологической природой человека носит диалектический характер: самовоспитание не только вырастает из биологической саморегуляции, определяется ею, но и оказывает на нее существенное влияние.

Таковы некоторые закономерности и принципы развития нравственного самовоспитания человека вообще и сотрудника правоохранительных органов, в частности. Эти закономерности носят объективный характер, они так или иначе пробивают себе дорогу: стихийно или сознательно. Важно устранять моменты стихийности, вооружать сотрудников знанием закономерностей и принципов собственного развития. Реализация названных закономерностей происходит не самотеком, а требует волевых усилий, инициативы и творчества, применения определенных методов.

В процессе самопознания и нравственного самовоспитания используются многочисленные методы и приемы. Ограничить их какими- либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не создано, а практика самопознания и самовоспитания настолько индивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и систем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на исчерпывающий обзор, рассмотрим сущность, познавательные и воспитательные достоинства некоторых, наиболее важных методов и приемов самопознания и нравственного самовоспитания сотрудников.

  • 1. Самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характер, включает в себя определенный замысел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического мышления о себе. Данные самонаблюдения - это лишь эмпирический материал, один из начальных моментов самопознания, форма проявления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для практических действий по самовоспитанию, а не являются самоцелью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «самокопание».
  • 2. Самоконтроль. Он предполагает наличие установки и критическое отношение к отклонениям от нее. Это одна из важнейших функций самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. Следует отметить, что самоконтролирование необходимо распространять на всю духовную и практическую деятельность личного состава на службе и в быту. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения.

В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, и тогда оно перерастает во вторую - логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знаний сотрудника о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов.

  • 3. Самоанализ. В практике самопознания и самовоспитания специалистов правоохранительных органов он применяется широко, но не всегда верно. Научный подход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, действия, отношения, а не «чистые» переживания, ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты труда. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, увлекаться, например, анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все главные стороны профессиональной деятельности, а завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы, поставить задачи и энергично их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользы.
  • 4. Самооценка. Она выступает как результат применения самоанализа и других методов самопознания (синтез, аналогия, сравнение) сотрудника. Самооценка является одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Адекватность ее зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки человеком самого себя выступают те требования, которые он предъявляет к другим. Основа самооценки - не чистая умозрительная рефлексия, а прежде всего анализ деятельности (учебы, службы).

В правоохранительных органах сложилась и успешно применяется достаточно эффективная система оценки и самооценки, которая включает: применение специальных методик по самооценке различных психических свойств, личностных качеств и черт характера; составление самохарактеристик; метод независимых характеристик; общественное аттестование; служебные характеристики; служебное аттестование и др. Для примера приведем методику самооценки своей личности по количественному показателю.

Сотруднику предлагаются слова, характеризующие отдельные личностные черты: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, любознательность, принципиальность, логичность, презрительность, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Из приведенных слов составляются две колонки (от 10 до 20 слов в каждой). В первую колонку вписываются слова, которые, по мнению сотрудника, характеризуют положительные черты личности, во вторую - отрицательные. Затем из той и другой колонки выбираются те черты, которыми сотрудник, по его мнению, обладает. Для каждой колонки подсчитывается количество выбранных сотрудником черт и делится на общее количество слов в соответствующей колонке. Если коэффициент по положительной колонке близок к единице, то сотрудник склонен к переоценке своей личности, некритичен к себе. Если коэффициент по отрицательной колонке близок к единице, то сотрудник недооценивает себя, слишком самокритичен. Коэффициент по положительной колонке, близкий к нулю, указывает на недооценку себя; коэффициент по отрицательной колонке, близкий к нулю, указывает на завышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, свидетельствуют о нормальной, средней самооценке сотрудника.

Социологический анализ, проведенный среди сотрудников с использованием «таблиц самооценок», показал, что 86,4% частных самооценок (всего обследовано 249 человек) совпадали с оценками, даваемыми им командирами и начальниками. 13,6% самооценок оказались завышенными или заниженными. Следует подчеркнуть, что отклонение от истины в самооценке незамедлительно сказывается на служебной деятельности и совершенствовании человека. Если индивид переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возможностей порождает неверие в успех и также может повлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения к собственной личности не может быть эффективного нравственного самовоспитания и успехов в службе.

Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет веру его в себя, достоинство, меру активности. На основе такой самооценки осуществляется оптимальное саморегулирование поведения и деятельности в системе межличностных отношений, в служебном коллективе, обществе в целом. Следует развивать и поощрять строгую самооценку специалистов. Объективно оценивая подчиненных, начальник тем самым учит их строгой самооценке.

5. Следование положительному примеру. Это весьма действенный метод самовоспитания. А.В. Суворов советовал изучать жизнь выдающихся личностей, хранить в памяти их имена и поступки, а в боевой деятельности следовать их примеру. При этом не слепо подражать, а заимствовать лишь те качества, которые достойны подражания: «Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану в умеренности,

Эпаминоду в нелживости, Катону в лаконизме, Юлию Цезарю в быстроте, Тюреню в постоянстве, Лаудону в нравах» , - говорил великий русский полководец. Используя исторические примеры и собственный боевой опыт, Суворов создал образ «истинного героя» для подражания и наделил его такими чертами: смел без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинен без униженности, начальник без самонадеянности, победитель без тщеславия, честолюбив без кичливости, благороден без гордости, непринужден без лукавства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без педантства, приятен без ветрености, целен без примеси, благожелателен без коварства, принципиален без пронырства, откровенен без простодушия, приветлив без околичностей, услужлив без корыстолюбия. Собственная жизнь и деятельность А.В. Суворова и его мысли о нравственном самовоспитании достойны подражания и в наши дни сотрудниками правоохранительных органов.

А.В. Суворов

  • 6. Самоучет и самоотчет. Способность отдавать себе отчет во всех своих действиях - важное качество сотрудника правоохранительных органов. Развитию этой способности служит регулярное подведение итогов боевой, служебной, специальной подготовки. Положительную роль в развитии самосознания и нравственного самовоспитания специалиста оказывают высказывания о нем командиров, начальников, товарищей. Способствуют этому и характеристики, отзывы, аттестации, в которых проявляется к сотруднику максимум объективности и доброжелательности. Все это стимулирует самоучет и самоотчет будущих специалистов. Они начинают применять ежедневный самоучет. Эффективность самоучета-самоотчета повышается, если распределить работу на день по часам. Такая система дает хороший материал для анализа, выводов и планирования дальнейшей работы над собой.
  • 7. Самопринуждение. Это особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия, причем очень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуж- дения повышаются, когда оно вызывается внутренними побуждениями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли требует ситуация, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (командиру, товарищу) или обстоятельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований дисциплины - это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво.
  • 8. Самообладание. Оно выступает важным средством борьбы с вредными привычками, нездоровыми настроениями. Самообладание - это способность «не терять» себя в минуты опасности, подавлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохранять ясность ума и силу воли. «Тот, кто владеет собой, владеет миром» , - говорил Д. Галифакс.

Самообладание характеризуется: наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, непоколебимый оптимизм, вера в правоту своего дела и т.п.); умением ориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли. Опыт правоохранительной деятельности показывает, что проявления героизма и самопожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рассудительным человеком, привыкшим взвешивать, и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действию непосредственно переходит в исполнение. От сотрудников правоохранительных органов оперативная обстановка часто требует не меньшего самообладания, чем на войне, и развивать его следует смолоду.

  • 9. Самодисциплина. Значение дисциплины в правоохранительных органах общеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплину в самодисциплину - высшую форму дисциплины сотрудника, основанную на глубоко осознанной необходимости всегда и во всем действовать в строгом соответствии с требованиями службы. Это полная власть над самим собой в интересах дела, которому служишь, повышения боеспособности и боеготовности подразделения. Она охватывает не только вопросы, связанные со службой, но и все вопросы жизни сотрудника.
  • 10. Самокритика. Она является одним из важнейших методов самовоспитания. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики - учет собственного достоинства, поскольку подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики - не самоуничтожение, а утверждение себя.
  • 11. Самоограничение , самоотказ, самообязательство. Этих методов самовоспитания требуют условия службы и обстоятельства жизни. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Высшей степенью обязательства и самообязательства является принятие Присяги. Провозглашая торжественную клятву, призывник берет на себя высокие обязанности защитника интересов Родины, заявляет о своей личной ответственности за священное дело. Этот торжественный акт оставляет в сознании человека глубокий след и навсегда сохраняется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни. Требования Присяги необходимо использовать в качестве побудителя самовоспитания не только молодых, но и опытных кадров правоохранительных органов.
  • 12. Переключение. Некоторые сотрудники для выработки власти над собой применяют этот метод, который заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.
  • 13. Самоободрение. Оно оказывает положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Самоободрение может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего). Песня о героических действиях и крик «ура!» в атаке - примеры самоободрения.
  • 14. Самоприказ. Он может применяться при выполнении сложных задач, требующих больших волевых усилий. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Например, «Подъем!» «Бегом, марш!» «Будь выдержан!» «Молчать!» и т.п. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек - это прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя» . Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя. Использование этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.

В.А. Сухомлинский

  • 15. Самонапоминание. Приступая к выполнению задания, сотрудник напоминает себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении служебной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей операции и способов ее осуществления.
  • 16. Самоубеждение. Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесообразность предварительного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, поступков.
  • 17. Самовнушение. Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно поставленное самовнушение. Самовнушаемость - нормальное свойство человеческой психики. Ее основой выступает нейтрализация задерживающих механизмов и критической способности личности. Такая нейтрализация достигается благодаря командной роли второй сигнальной системы относительно первой.

Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Боевые уставы и наставления не только берут на вооружение эту силу, но и возводят ее применение в ранг обязанностей командиров и начальников: командир обязан внушить всем подчиненным непоколебимую уверенность в успехе. И в повседневной службе начальник внушает подчиненному личному составу и себе самому, что в дисциплине, организованности и порядке нет и не может быть мелочей. При этом очень важно отбирать внушаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным - это значит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе - это уже начало успеха.

В целом, как видим, методы и приемы нравственного самовоспитания охватывают все духовные и физические проявления человека - его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущность действенного применения методов и приемов самовоспитания состоит в том, чтобы найти в духовном мире собственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д. и так организовать их реализацию, чтобы потерпело поражение негативное.

Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания, например: «Не избегать никаких трудностей», «Обязательно доводить начатое дело до конца», «Подводить итоги своей работы за день», «Не поступать, как хочется, а поступать, как надо», «Говорить другим только правду и не терпеть лжи от других», «Все, что можно сделать сегодня, не откладывать на завтра», «Экономить время», «Постоянно учиться», «Во всем соблюдать порядок», «Стойко переносить критику и правильно реагировать на нее», «Не грубить собеседникам, не оскорблять их», «Не лениться», «Не зазнаваться», «Не завидовать», «Избегать дурных привычек» и др.

В работе над собой весьма полезно составлять индивидуальный (личный) план нравственного самовоспитания - на день, на неделю, на месяц. Ущербно начинать день с размышления о том, чем бы сегодня заняться. Целесообразно уже накануне представлять себе завтрашний день. Не исключено, что жизнь может внести поправки, но это будут поправки к плану, а не к пустому месту. При этом важно фиксировать свои отрицательные качества и планировать их искоренение. Великие люди, как правило, были недовольны собой и бичевали себя за собственные недостатки.

Так, Л.Н. Толстой 4 июля 1854 г. записывает в своем дневнике. Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность). 2) Неприятный, тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие. 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз, что буду впадать в них .

Недовольство собой следует рассматривать как стимул нравственного самовоспитания. Такие правила могут носить характер девиза: «каждая секунда на учете, каждая минута - для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в бою»; «дал слово - подтверди делом» и др.

Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания , в которой ставятся конкретные задачи нравственного самовоспитания на определенный период. Такую программу имеют многие молодые люди. Программа нравственного самовоспитания нормативно должна основываться на общечеловеческих и профессиональных нравственных требованиях к сотрудникам правоохранительных органов. Примерные задачи нравственного самовоспитания общечеловеческого плана:

  • воспитание в себе трудолюбия, добросовестного отношения к делу, дисциплинированности и ответственности;
  • воспитание принципиальности, честности, правдивости, искренности, скромности;
  • развитие чувства заботы о человеке, культивирование гуманизма, душевной доброты, способности к сопереживанию;
  • воспитание уважительного и доверительного отношения к людям, сочетаемого с требовательностью, непримиримостью к нарушениям норм нравственности;
  • воспитание подлинного благородства и порядочности, чувства собственного достоинства;
  • выработка высокой культуры поведения, отвращения и непримиримости к хамству, грубости, хулиганству, пьянству, бестактности, лицемерию и обману и др.

Программа профессионального нравственного самовоспитания сотрудников правоохранительных органов основывается на Конституции Российской Федерации, Присяге, законах, уставах и директивах правоохранительных органов, Кодексе чести и других нормативных документах государственного и ведомственного масштабов в их нравственном проявлении. Это, например, выработка в процессе нравственного самовоспитания таких качеств, как:

  • 1) уважение к профессиональной деятельности, стремление внести свой вклад в ее лучшие традиции, содействовать повышению ее авторитета среди населения;
  • 2) добросовестное исполнение служебного долга и своих профессиональных функций, высокая требовательность к себе в выполнении уставов, приказов и распоряжений;
  • 3) гражданское мужество, готовность противостоять любым нарушениям законности, решительность и твердость в защите интересов общества и прав граждан;
  • 4) забота об охране общественной и личной собственности, пропаганда правовых знаний среди населения, воспитание граждан в духе бережного отношения к созданному людьми национальному достоянию и окружающей природе;
  • 5) уважение к общественному долгу и неуклонное его исполнение, безупречная нравственная чистота и выдержанность в отношениях с гражданами, на службе и в быту;
  • 6) настойчивость и упорство в работе по перевоспитанию лиц, склонных к антиобщественным действиям;

ДА. Фурманов

Полезно в этой связи познакомиться с личной программой самовоспитания автора повести «Чапаев», комиссара легендарной чапаевской дивизии Дмитрия Фурманова, которая включала в себя следующие правила:

  • точнейшая исполнительность во всем;
  • полная напряженность в работе;
  • спокойствие и предусмотрительность;
  • используй своих подчиненных работников так, чтобы у них не было ни одной минуты свободной;
  • внушай к себе уважение даже обращением;
  • не снисходи до оскорблений и ругани подчиненных;
  • будь недоверчив, но не показывай своего недоверия (речь идет о военспецах);
  • держись ближе к общественным организациям;
  • отдельные эпизоды и факты боевой жизни записывай .

Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает

потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа самовоспитания принимает коллективный характер. При этом важно, чтобы инициатором ее был командир, начальник. Программа предусматривает ознакомление с теорией и методикой самовоспитания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она органически сочетается с текущими и перспективными планами службы и охватывает все стороны жизнедеятельности специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требованиям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролировать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тематику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведения тренировок и упражнений личного состава. Одна из основных сторон этой работы - побуждение к нравственному самовоспитанию подчиненных, выработка у них стремления выполнять задания только с высоким качеством, привитие навыков скрупулезного соблюдения последовательности в действиях и взыскательности к себе.

  • Заветы Суворова: Сборник суворовских изречений. М., 1943. С. 27.
  • Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М., 2000. С. 464.
  • Сухомлинский В А. Стать человеком // Новый мир. 1974. № 3. С. 183.
  • Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19. С. 135.
  • Цит. по: Колесников М. Без страха и упрека. М., 1971. С. 196.
  • Древняя истина Аристотеля: «… В нашей власти быть нравственными или порочными людьми».

    Нравственное самовоспитание существует как неотъемлемая часть нравственного воспитания. Здесь проявляется активность сознания. Работая классным руководителем много лет, всеми путями стараюсь воспитать у учащихся способность к самопознанию и самооценке. Так, на одном из классных часов, я заострила внимание ребят на смысле пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «ум хорошо, а два лучше. Подчеркнула, что в них звучит призыву к осмотрительности, обдуманности своих действий. Они предостерегают от излишней самоуверенности и бесшабашности, которые ни к чему хорошему не ведут. В качестве примера человека, самым серьёзным образом сознательно занимавшегося самовоспитанием, я называю А. П. Чехова: «Надо себя дрессировать», — писал он. Отвечая на вопросы одной из анкет, ребята поняли, что нравственное самовоспитание не то же самое, что и нравственное самосовершенствование. Ведь человек в принципе может сознательно воспитывать в себе и такие нравственные качества, которые не делают его более совершенным именно как человека, а, наоборот, обесчеловечивают его, делают вредным и опасным. Меня всегда тревожат беспрекословно послушные дети, потому что ожидается их превращение в беспрекословных послушных взрослых. Очень тихих, очень исполнительных и вовсе лишённых готовности проявить инициативу, отстаивать свои убеждения, выступая за правого, разоблачать виноватого, увлечься… Вот и выходит, приучая детей к послушанию, должны мы вырастить непослушных. Но и в послушании есть две стороны. Один из учеников часто прогуливал уроки, не выполнял требования директора постричься, долго не мог сменить модные джинсы на обычные брюки. Он думал, что таким способом он отстаивает личность. Долго беседуя с ним, я доказала, что не понимает он, что в личности главное. На помощь пришли книги, вырезки из газет, примеры их жизни. Я всегда стараюсь быть не командиром, а советчиком и помощником для ребят. Работая над вопросом нравственного самовоспитания, в конечном счете, я спрашиваю себя, как разбудить тот внутренний голос, который остановит мальчишку, бросающего камень в окно проходящего поезда, вытаптывающего грядки на чужой даче. Как воспитать то, что мы называем совестью?Совесть — разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И поэтому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Поэтому-то очень часто бывают бесполезными обращения к совести молодцов, ревущих песни в ночном дворе. У них не сформировалось представление о поведении. «С совестью надо научиться разговаривать, — повторяю я ученикам. - Прежде чем уснуть, вспомни, что хорошего ты сделал за день, вспомни и то, о чём вспомнить не хотелось бы!».Основными правилами самовоспитания выбрали мои ученики на одном из классных собраний, мудрые заповеди В. А. Сухомлинского: «Сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя», «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляя себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли. Подавляйте в себе малейшие признание слабоволия» и т. д.Воспитывая, воспитывай себя - это формула непререкаема, потому, что воспитание не может быть процессом односторонним. И у воспитанников, и у воспитателя могут быть свои правды свои резоны. И мы ищем путь к истине вместе.А если лживость уже проникла в поры растущего человека? Универсального лекарства тут нет. Каждый раз приходится создавать его заново. Но две составляющие обязательны - разъяснение и доверие. И ещё одну хочется назвать - это ставка на чувство справедливости, порой искажённой, но справедливости. Самому отпетому подростку можно объяснить, что он поступил несправедливо. Я много раз убеждалась в том, как сильно действует этот простой довод, если его привести спокойно, без раздражения.В самооценке ребёнка очень важно я считаю формулу » Я никогда не накажу тебя, если ты скажешь правду, какой бы она не была, и буду презирать тебя, если ты солжёшь». В конце концов, эта формула срабатывает обязательно.Одним из важных факторов, способствующих возрастанию роли самовоспитания и самообразования, является творческое отношение к труду. Будь то учёба или обыкновенный «субботник».Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей - одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.Вот некоторые вопросы из него:1. Вы видите в своих детях:А. Людей, равных вам?Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?В. Маленьких взрослых?Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?Или2. При споре с детьми вы:А. Редко говорите, что они ошибаются.Б. Соглашаетесь изменить позицию.В. Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.Г. Соглашаетесь, если они правы.Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.Тесты проводятся и по другим темам. Часты в классе собрания-диспуты.Так, на одном их них были подведены итоги игры, которая проводилась на классном часе «Мы выбираем, нас выбирают». Эта игра дала ребятам толчок для самоанализа. Никто не остался равнодушным к тому, что узнал о себе, о своих детях.С интересом слушали родители итоги психологического практикума по теме «Личность», где ребята определяли свой темперамент по методике А. Белова. «Каждый человек - это огромный звёздный мир», — повторяем мы часто. Но ведь звёздный мир не только огромен. Он постоянно изменяется. Хотим мы или не хотим, но наше каждодневное поведение накладывает на детей свой отпечаток. Но только одного не принимает юная душа - грубого нажима.Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.Чтобы определить воспитательный потенциал семьи, я стараюсь как можно больше узнать о родителях: изучаю условия каждой семьи, выясняю, где работают родители, как проводят свой досуг. Затем разрабатывается методика правильного общения между родителями и классным руководителем. Обычно оно не сводится только к родительским собраниям, где речь идёт только об учёбе. Взаимодействие семьи и школы проявляется в классе в разных сферах. Здесь и участие родителей в оформлении кабинетов, выступления родителей на собраниях по профориентации, военно-патриотической тематике, проблемам нравственности, участие в общих праздниках, соревнованиях класса.Участие родителей в делах класса активизировало и деятельность родительского комитета. Повысилась роль родительских собраний в воспитании учащихся. Так на родительских собраниях часто возникает разговор о трудовой активности детей, о том, чему научился ребёнок в школе, дома. Родители обмениваются опытом семейного воспитания. Естественно, такие встречи помогают родителям определить правильно взаимоотношение с детьми, повышают их педагогическую культуру.Совместная работа с родителями открывает возможности для профориентационной работы. С помощью них организуются экскурсии на предприятия, выставки, посвящённые профессиям, встречи с интересными людьми. И результат налицо: из 19 выпускников 2007 года 16 стали студентами вузов, пятеро из них по окончании будут работать на селе.Чтобы родители были постоянно информированы, как их дети участвуют в общественной жизни класса, я внедрила в практику своей работы «Личную книжку учащегося». В ней совет отряда записывает о личных достижениях школьника в труде, спорте.«Личная книжка учащегося» адресована и родителям: в ней имеется перечень трудовых умений и навыков, которыми школьник должен овладеть под руководством взрослых: «умей пришить заплату, научись ухаживать за младшими, знай, как ухаживать за верхней одеждой, умей гладить и складывать бельё» и т. д.В «Книжке» есть и такие задания: учись интересно рассказывать дома о своей жизни в школе, веди каталог домашней библиотеки, обсуждай с домашними прочитанные книги.Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом - учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций - их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.В. А. Сухомлинский удивительно точно выразил эту идею «Без семьи… мы были бессильны… Безграничное уважение и доверие к школе - вот что главное для коллектива наших родителей».Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе, и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

    Л. А. Щелкунова, В. И. Болдина

    Непременным условием воспитания (которому человек фактически подвержен всю свою жизнь) является система норм, от правил общественного поведения, морали и до формул принятого в обществе знания.

    Воспитание и самовоспитание нравственного сознания как совокупности нравственных взглядов, убеждений, отражающих систему моральных отношений, направлено на формирование сознательного отношения к своим действиям, ответственности за них и их последствия.

    Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношение с миром, определяют суть его «внутреннего стандарта». Именно он выполняет функцию отбора идей, взглядов, ценных ориентаций, позиций – делает ВЫБОР. Важно, чтобы выбор был нравственным. Нравственно зрелая личность характеризуется высоким уровнем развития нравственных качеств.

    Она является носителем нравственного сознания, подкрепленного в поведении; отличается наличием так называемого этического иммунитета – устойчивостью перед соблазнами и явлениями безнравственного свойства.

    Человеческий индивид есть саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, функционирующая на основе собственных программ жизнеобеспечения и жизнедеятельности, которые вырабатываются в ходе непрерывного приспособления к природным, бытовым социальным условиям.

    Процесс саморегуляции может быть произвольным, управляемым сознательно. Все, что осознается человеком, может им анализироваться, контролироваться, регулироваться.

    Человек тем и отличается от животного, «что его инстинкт осознан» (Ф. Энгельс).

    Именно сознание определяет (проектирует) линию поведения человека, решает вопросы отношений и взаимодействий, вмешивается в регулирование эмоций, состояний, направляет процессы усвоения социального опыта, руководит формированием собственной личности, её деятельностью.

    Особенность сознания состоит в том, что оно может отвлечься от реальной «здесь и теперь» ситуации и руководствоваться значимыми для неё обра-зами. Эти образы служат психическим активатором, который дает начало внутренним эмоциональным, волевым, мыслительным процессам, а затем и адекватным видимым внешним проявлениям. Такими главными для человека образами, составляющими основу механизма самоуправления личности, являются его потребности, способности, направленность, Я – концепция. В составе этих механизмов есть как осознаваемые составляющие, так и неосознаваемые. Задача заключается в том, чтобы овладеть сознательным самоуправлением, саморегуляцией, расширить спектр осознаваемого в своем состоянии, эмоциях, поведении.

    Психологическая саморегуляция описана известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: «саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач».

    Самоуправление личности – процесс целенаправленных воздействий на себя, свою личность, ведущий к осуществлению целей и планов, а саморегуляция личности – это то же самоуправление, только в рамках заданных ситуаций.

    Самоуправление – процесс творческий, связан с созданием нового: постановкой новых целей, поиском решений и средств достижения целей. Акт самоуправления включает сознательную постановку цели, составление плана её достижения, исполнение действия, контроль результатов, коррекцию (целей, средств достижения, действий).

    Саморегуляция как самовлияние на личность действует изнутри личности.

    Она играет роль корректирующего механизма, может ослабить или усилить реакцию человека (эмоциональную, поведенческую, когнитивную) на внешние воздействия, обстоятельства.

    Саморегуляция может быть и долгосрочным процессом, направленным на изменение убеждений, установок, отношения к воздействующим причинам.

    Саморегуляция как самокоррекция личности проявляется в тех случаях, когда необходимо изменять не обстоятельства жизни, а себя, свои личностные позиции, ценности.

    Личностный уровень саморегуляции возможен лишь в случае развитой, зрелой личности. Он захватывает не только психические процессы и механизмы саморегуляции, но и ценностные структуры мировоспитания, мировоззрения личности.

    Самоорганизация, самовоспитание как средства личностного уровня саморегуляции могут иметь показателями своей развитости различные соответствия жизненных выборов (образа жизни, профессии, друзей и др.) индивидуальным особенностям и способностям личности.

    Такие соответствия предполагают, в свою очередь, высокий уровень самопознания личности, осознание своих ценностных ориентиров и не просто знание механизмов и путей саморегуляции (как самовлияния), а наличие сформированной установки и навыков саморегуляции, которые постоянно реализуются личностью в поведении, общении, деятельности.

    Таким образом, развитая сознательная саморегуляция является мощнейшим средством «делания себя». И здесь особенно актуализируется вопрос: «по какому образу?», «по какому подобию?».

    Задачи развития нравственного сознания и самосознания выходят на первый план и должны опережать развитие сознательной саморегуляции личности.

    Саморегуляция как неотъемлемая составляющая процессов развития личности (спутник, средство, цель – в зависимости от ситуации и задач развития) должна ставить задачи формирования нравственной правомерности выбора, доминантной установки-мотивации на нравственное самосовершенствование (А.А. Ухтомский).

    Придание индивидуального, личностного смысла мотивационно-целевым механизмам саморегуляции затрагивает проблемы этики, социальной психологии, отражает содержательную сторону индивидуального сознания.

    «Личностный смысл» саморегуляции заключается в том, насколько человек отождествляет с собственной личностью ту или иную идею, моральную норму, социальную ценность. Высокий уровень нравственного развития предполагает идентификацию личности с моральными нормами общества, общечеловеческими ценностями. Такая личность руководствуется своей совестью – сознательно принимает решения на основе общечеловеческих ценностей, обладает властью над своими желаниями, полноценно ориентируется во внешнем мире и в своих поступках, в построении своей жизненной стратегии.

    Лоренс Колберг, продолжая эксперименты Ж. Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста, изучал развитие морального сознания личности. Используя метод нравственных дилемм, Колберг предложил шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характеристике причин, побуждающих человека к тому или другому действию.

    Почему человек ведет себя правильно?

    1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду (подстроиться).

    2-й уровень. Чтобы все хорошо обо мне думали, другие и я сам (казаться).

    3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества (подчиняться).

    4-й высший уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах (быть самим собой).

    Эти уровни нравственного поведения и представляют уровни нравственной саморегуляции.

    Метод диалемм направлен на включение учащегося в систему новых для него отношений. У каждого человека должен накапливаться опыт социально полезного поведения; опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя безнравственно. Для этого необходим «труд души» (В.А. Сухомлинский), организация работы над собой. В условиях аудиторного занятия это может быть рассмотрение упражнений по формированию у учащихся способности к суждениям на основе принципа справедливости, решение так называемых дилемм Колберга.

    Метод дилемм заключается в совместном обсуждении учащимися моральных дилемм. Это рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. По каждой дилемме можно определить уровень морально-ценностной ориентации человека.

    Уровень нравственной саморегуляции личности определяется не по тому, как мы относимся к чему-либо (одобряем/осуждаем), а тем, понимаем ли мы, почему был дан именно такой ответ, умеем ли объяснить причину своего поведения.

    В ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением, причем у детей она выражена в большей степени, чем у взрослых.

    Метод моральных дилемм не предполагает наличия примеров как готовых образцов правильного поведения. Уяснение причин своего выбора, творческое размышление о них укрепляют нравственную позицию, взгляды и убеждения личности, способствуют формированию её нравственного сознания.

    Список литературы

    1. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Сер. Самосовершенствование личности.

    2. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М.: Знание, 1990.

    3. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. Ярославль, 2002.

    Нравственные качества представляют собой интегральные, наиболее обобщенные и устойчивые свойства личности.

    В основе структуры нравственных свойств личности лежит взаимосвязь моральных знаний и соответствующих переживаний. Поэтому путь ценностного осознанно--эмоционального усвоения морали в процессе установления единства нравственных знаний и переживаний обеспечивает ее полноценное нравственное развитие.

    В формировании нравственности личности главная роль принадлежит не словесным убеждениям, не требованиям и наказаниям. Главное пробудить у человека, начиная уже с детского возраста, внутренние силы нравственного самосовершенствования.

    В основе самовоспитания лежит переживание личностью знаний о своих нравственных качествах и поступках.

    В самовоспитании можно выделить начальный этап -- самоисправление поступков", который характеризуется стремлением ребенка изменить конкретные формы своего поведения. Он еще не устанавливает связи между своим поведением и своими достоинствами или недостатками, не осознает своих качеств как таковых. Однако ребенок благодаря оценке взрослых знает, за какие поступки одобряют, а за какие--порицают. Поэтому, исправляя свое поведение он вынужден включиться в процесс самовоспитания.

    Теперь ребенок начинает ориентироваться в своем самовоспитании не только на непосредственное внешнее требование, но и на собственную оценку нравственного смысла поступка.

    Дальнейшее развитие самосознания происходит по мере установления в сознании ребенка связей между поступками и качествами своей личности. При этом качественная характеристика поступка начинает относиться человеком к себе, он начинает рассматривать эту качественную характеристику как свое свойство, а поступок - как его результат. Данный уровень развития самосознания имеет место в подростковом возрасте. Важно отменить, что в подростковом возрасте в самовоспитании важную роль играет осознано--эмоциональное отношение подростков к качеством своей личности.

    Но наряду с этим большая впечатлительность, частая смена увлечений приводит к тому, что дети переходного возраста оказываются не в состоянии сами направлять работу по самовоспитанию.

    Эти положительные и отрицательные факты в самовоспитании говорят о том, что в подростковом возрасте еще необходима продуманная организация этого процесса.

    В юношеском возрасте углубляется процесс осознания качеств личности.

    По мере осознания значимости моральных качеств, роли самовоспитания в жизни человека и у школьников повышается интерес к работе над собой, формируются более устойчивое осознано-эмоциональное отношение к нравственному совершенствованию личности. Самовоспитание становится поэтому все более значимым фактором усвоения школьниками нравственных норм и принципов.

    Вывод

    Условиями личностного развития являются своевременное включение ребенка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие эффективных методов воспитания. Движущая сила личностного развития ребенка это с одной стороны, те внутренние противоречия, а с другой стороны, внешние стимулы, побуждающие его изменяется как личность.

    Переход от одного этапа личностного развития к другому обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. К окончанию школы личность можно считать в основном уже сформированной.

    Loading...Loading...