Легко ли быть подростком: основные проблемы детей в этом возрасте. Легко ли быть подростком? Легко быть подростком

Введение

Моя тема "Легко ли быть молодым в ХХI веке? Молодежная тема в российской прессе". Почему мой выбор пал на нее? По нескольким причинам… Но я, сразу увидев эту тему, решила остановиться именно на ней. Первая причина - я сама молодая и живу в XXI веке, так что могу спокойно рассуждать на эту тему, так как живу в точно таком же мире, что и вся остальная молодежь, в мире - суровом и прекрасном, беспечном и серьезном, в мире различных предрассудков, невысказанных идей и неоткрытых талантов, в мире жестокости и беззакония, в этом красивом мире жестокой правды, где живем мы, будущее нашей страны. Но об этом в следующей главе. Вторая причина - я уже сталкивалась с этой темой в жизни, в журналистике в целом. В своем родном городе Усть-Илимске я писала статьи и публиковалась в местной газете. Темой моих статей было "Протест молодежи современному обществу". Там я приводила факты из своей жизни и жизни молодежи в целом, проводила исследования мнений молодежи на различные темы, касающиеся их самих и мира, в котором они живут. Молодежь высказывала свое мнение на различные проблемы и предлагала пути их решения. Я, вместе с молодежью, как бы "протестовала" против того мира, в котором мы существуем, именно существуем, а не живем. Почему? Да потому что в нашем мире царствует беспредел, и мы выживаем, а разве жизнь с выживанием, это не существование? Мы протестовали против людей, окружающих нас, против общества, в котором мы находимся, мы хотели улучшить положение молодежи хотя бы в нашем городе. В то же время, мы восхищались этим миром, ведь он не так плох, как кажется. Но об этом в следующей главе. Итак… Цель данной работы: Ответить на вопрос "Легко ли быть молодым в XXI веке?", исследовать нашу молодежь в целом, выявить интересы молодежи в молодежной прессе в России.

Легко ли быть молодым в XXI веке?

Над этим вопросом обычно задумываются люди более старшего возраста, прошлое поколение молодых, так как они не понимают нынешнюю молодежь. Я попробую в этом разобраться и объяснить, какие мы на самом деле, и каков мир вокруг нас.

Понятие "молодость" определяется как временной период жизни человека, заканчивающийся в возрасте 27 лет. Но молодость - это и состояние души, и самоощущение, можно и в 18 лет обладать чертами, присущими взрослому человеку, например, твердостью мысли, рациональностью мышления, душевной силой и спокойствием, или в 45 оставаться наивным, мечтательным, задорным ребенком.

На вопрос, легко ли быть молодым, отвечу сразу, "нет не легко". На это есть много причин: вечный конфликт отцов и детей, внутреннее противоречие, непонимание со стороны ровесников, сложные поиски своего места в жизни, своей будущей самореализации.

Молодому человеку не всегда просто найти общий язык с родителями, причины этого: непонимание обеих сторон, агрессивность, несовместимость интересов, отсутствие точек соприкосновения.

Для того времени, для человека советского периода показателем успеха чаще всего было общественное признание и высокая степень честности, активное участие в общественных мероприятиях, делах, ответственность и так далее. Но в наши дни показателем высокого уровня достижений стали моральные ценности: дорогая одежда от известного бренда, хорошая машина, высокооплачиваемая работа, квартира центре города, постоянное посещение дорогих развлекательных заведений. В связи с такими переменами в развитии общественного сознания происходит формирование нового типа личности - Человек потребляющий.

Современные молодой человек потребляет буквально все: музыку, литературу, живопись, телевиденье, окружение, происходящее вокруг, время. Потребляет, не перерабатывая, а принимает таким, какое оно есть, принимает в свою жизнь, независимо от того, плохое это или хорошее, вредное или безопасное, доброе или злое.

Молодому человеку не понять такую жизненную философию, а точнее, ее отсутствие.

Не каждый подросток должен совершать то, чего когда-то добились его родители. Не все должны учиться в университетах, не всем стоит идти в экономисты или юристы, не все должны выглядеть как "нормальные люди".

Молодой человек - белый лист бумаги, и он должен собрать собственное Я, установить свой личностный стержень. И чем он себя сделает, только его дело, только от него зависит, кем он будет в будущем и каким человеком станет.

Молодежи XXI века приходится гораздо сложнее, нежели советским пионерам. Молодым людям сложно выживать в мире, отрекшимся от духовных ценностей и сокральности жизненных ориентиров.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что вся молодежь живет в обществе риска. Она стоит на перепутье: с одной стороны, традиционно общество признавало главными ценностями семью, религию, дружбу, любовь, работу, здоровый стиль жизни. С другой, прогресс дал телевидение с массированной рекламой, Интернет, возможность международного молодежного обмена, развитие общественных инициатив.

Однако в силу не сложившихся взглядов, в отсутствие системы воспитания, а также в желании молодых людей попробовать в жизни все и склонности к экспериментированию, молодежь порой слепо подражает увиденному и услышанному.

Положение молодежи в России в целом, не особо хорошее: бедность или нищета, разлад в родительской семье; неравенство в получении образования (ввиду ее платной основы) и трудоустройства в дальнейшем; отсутствие нравственных устоев и ориентиров в обществе.

Число социальных сирот на сегодняшний день в 2 раза выше, чем в послевоенные годы. На улицах городов и поселков ходят нищие и беспризорные дети, подростки-проститутки и малолетние преступники. Торговля наркотиками, попрошайничество, разгул насилия и жестокости стали повседневным окружением жизни молодежи нашего времени. В средствах массовой информации, в рекламе неконтролируемо пропагандируются символы нездоровья - табачной и алкогольной продукции, проституции, ранней сексуальной активности.

Вместе с этим и пошло глобальное изменение в обществе, что влечет за собой изменения, в первую очередь, в культурной и социальной сферах.

Наше поколение особое. Мы родились в XX веке, а жить и работать будем в XXI веке. Не каждому поколению суждено соединить собой два тысячелетия. Отрочество и юность - самый прекрасный и вместе с тем самый сложный период жизни человека. В этом возрасте с молодым человеком происходит все: трезвый ум и буря страстей, первая любовь и первая ненависть, первые победы и первые поражения, взлеты и падения, счастье и горе.

Молодых людей окружает много интересного и необыкновенного, загадочного и нового, чего нам бы так хотелось узнать и попробовать. Хочется все постичь, обо всем узнать! Мы еще молодые, но позади у нас уже много чего осталось: радости, огорчения, сложные отношения с друзьями и родителями, постоянный конфликт с этим, для нас уже понятным, миром. Изменилось восприятие самого себя. Мы вливаемся в него, погружаемся с головой, уходим в глубину страстей и переживаний, из которой нам так не хочется уходить.

Нам нужны ответы на все вопросы, которые возникают у нас в голове. И нужны сейчас, немедленно.

Наши родители были молодыми пару десятков лет назад. Тогда, действительно, все было иначе. Комсомольский билет, интересы коллектива превыше собственных, мальчики налево - девочки направо, в 9 часов - спать. Прелестей того времени не перечесть. Но это их молодость, сейчас идет наша.

Их молодость всегда будет самой лучшей для них, потому, что сама эта пора молодости прекрасна. Родители нам постоянно рассказывают, как все было: обед за 1 руб., дискотеки под открытом небом, каток перед домом, доброе кино в кинотеатрах, а самое главное... никаких наркотиков, разврата и бандитизма. Не то, что в наше время. "Отцы и дети" - конфликт двух поколений. А на самом деле разврат и алкоголизм были уже очень давно, даже когда наших родителей не было и в помине, а наркотики были особо популярны в 60-70-х гг.

Когда нашим родителям было столько же лет сколько и нам, их тоже не пускали в подозрительные заведения, но они ходили и знали, что нет ничего страшного. А к нам они относятся иначе, но ведь почти ничего не изменилось, только они выросли и нам уже по 18. Почему все изменилось, когда они стали родителями? Почему они так уверены, что наше поколение хуже их самих?

И вот, пришел 21 век. Ужасный для них и прекрасный для нас. Наступила пора нашей молодости. Нам придется жить в это " страшное и криминальное" время. Кстати, их время было не менее страшным...

Наше поколение тоже хорошее. Век новых технологий, мобильных телефонов, Интернета и новой прогрессивной молодежи. Век новых современных людей, чья жизнь все время в движении. Почему-то, при фразе " Поколение 21 века" все начинают вспоминать только недостатки нынешней молодежи. Курение, алкоголизм, наркомания, воровство, разврат... Подростки творят беспредел на улицах, попадают на учет в милицию. Это невозможно оправдать. И разговаривать на эту тему можно до бесконечности, выискивая плюсы и минусы, разыскивая виноватых и ответственных за все это.

Хотя нашей молодежи живется трудно с самого детства.

Мы с самого начала учимся выживать. Выживать в этих условиях. В наше время молодежь преследует то, что называют зоновскими понятиями. И многие ими живут, ведь к молодым людям могут подойти на улице и навязать что-либо. А могут забрать телефон, деньги. И не каждый молодой человек пойдет в милицию, ведь в наше время это считается не очень хорошим делом, и многие станут называть этого человека "красным". Во- первых, это не очень приятно, во-вторых, тебя перестанут уважать, а в-третьих, среди молодежи это даже "стремно".

В наше время лучше иметь хороших знакомых, общающихся в блатных кругах, нежели "лохов", которые ничего не могут за себя сказать.

В школе молодым людям тоже приходиться не легко. Они умудряются совмещать учебу, творческую деятельность, спорт, развлечения. В наше время у молодежи есть большой выбор, чем заняться. Ведь не может же человек всегда учиться, когда вокруг столько интересного и неизведанного. И вот подросток на пути к окончанию школы. С большим трудом он преодолевал все и учился, потому что так надо. Надо ему самому, его родителям, учителям и обществу.

В наше время совсем не просто закончить школу. Сейчас ввели не обычные экзамены, а ЕГЭ. В первый год его введения нам это было в новинку. Мы не понимали, как можно проверить наши знания с помощью теста, тем более, если его проверяет компьютер. Кроме теста там еще были задания более общего плана.

Как не волноваться, когда ты пишешь ЕГЭ в чужой школе, с чужими учителями и незнакомыми ребятами, когда выключен телефон и на столе лежит только ручка, сумка оставлена на задней парте. В определенное время преподаватель вскрывает конверт, где лежат наши задания, именно для каждого, у всех различные и уже подписанные под твою фамилию. Также в определенное время мы берем в руки ручку и приступаем к заданиям. И на все нам дается нужное время, зафиксированное на часах по всей России.

И не дай Бог ты по случайности поставишь крестик ответа не в ту клетку, зачеркнешь написанное слово, твой бланк будут считать не действительным. И считай, ты пролетел, не поступишь в ВУЗ, не сдав ЕГЭ.

Допустим, ты сделал ЕГЭ без особых погрешностей. Остается самой страшное - ожидание результатов. И вот ты получил свои результаты - теперь, если набрал достаточно баллов, твоя дорога в ВУЗ, если нет - в ПТУ или армию. В ПТУ жизнь тоже не особо радостная. Вечный беспредел. Ну, а если попадешь в армию, держись, крепись и мужайся! Там парням приходится не сладко. Говорят пропала молодость, но не для всех это так - некоторые считают армию школой жизни, выживания, не мне судить.

Если ты решил таки поступить в ВУЗ, сначала необходимо выбрать специальность, которая подойдет именно тебе, и в будущем тебе будет нравиться работать по этой специальности. Это тоже не простой выбор, ведь от этого зависит твоя будущая жизнь. Потом идет выбор вуза, после подачи документов. Если ты собираешься поступать на коммерческую основу, тебе проще, достаточно набрать определенное количество баллов и заплатить деньги. Если на бюджетную, тебе будет сложнее. Так как в России много сирот и инвалидов, они поступают в первую очередь, вместе с медалистами. Но ты не инвалид, не сирота и не медалист. Все зависит от того, сколько баллов ты набрал. Баллов хватает и остались бюджетные места, то тебе повезло, нет - пролетаешь. И что тебе остается делать? Кто-то идет в колледж, кто-то в техникум, где достаточно мест. А кто-то не идет никуда, или идет работать. Им сложнее, чем тем, кто учится на "вышке". Сложнее пробиваться в жизни, сложнее находить решение проблем. И все из-за какого-то ЕГЭ!

Допустим, ты поступил в институт. Начинаются, как говорят, лучшие годы твоей жизни - студенческие годы. И тут молодого человека преследуют разные проблемы. Начинается все со знакомства с новым коллективом, ведь ты привык к людям, знакомым тебе с детства, с которыми отучился 11 лет. А тут новые лица, незнакомые люди. Начинается сложное приспособление к новым условиям. Я не буду описывать дни учебы, экзамены, так как, наверно, любой молодой человек знаком с ними или узнает это все в скором времени. Сдача диплома - сложный этап в жизни студента: он должен собрать весь свой опыт, все свои достижения, то, чего он добился на протяжении учебы.

Диплом защищен. Начинаются поиски работы. Молодых специалистов возьмут на работу не везде, ведь лучше иметь проверенные кадры, чем молодые и неопытные. И работодатели не задумываются над тем, что у молодых специалистов есть новые навыки, свежие идеи, другое мировоззрение, более подходящее для нынешнего мира, которые не присущи старым работникам.

В общем, пока мы молодые, нам приходится очень непросто.

И наша молодежь более агрессивна, она жестче все воспринимает, живет, как будто урывками, отдельными моментами, плавно перетекая из одного в другой. И нашей молодежи нужны друзья, нужно то окружение, которое подходит именно тебе.

В наше время субкультуры не только зарождаются, они уже превзошли себя.

Сейчас многие молодые люди группируются по интересам в музыкальном плане и стиле.

И они выделяются, они хотят быть чуточку иными, не похожими на других. Среди них панки, гопники, рэперы, хопперы, неформалы, готы, скинхеды, эмо, рокеры и так далее. Их очень много, всех не перечислишь. Они слушают музыку, присущую только им, одеваются так, как нужно в их стиле, чаще неординарно.

И лишь в наше время появляются эти необычные личности, способные на многое лишь бы отличаться от обычных людей: всегда и везде плакать, одеваться и краситься во все черное, ходить лысыми и в кожаной одежде, носить спущенные до колен штаны, жить по понятиям, одеваться в разноцветную одежду и носить длинные челки набок.

А взрослые их порой не понимают, не принимают всего этого.

Проблема не исчерпает себя, если мы обвиним во всем школу, воспитание родителей, дурное влияние телевизионных программ. Давайте посмотрим на современную молодежь иначе. Копнем глубже. Какая она молодежь? Давайте рассмотрим плюсы.

Именно она открывает все новые и новые центры, где лечат от наркозависимости. Именно она пропагандирует здоровый образ жизни и проводит массу мероприятий, посвященных спорту. А это значит, что и нас волнуют современные проблемы, и мы хотим принять участие в их решении.

Многие продолжают утверждать, что подростки перестали уделять внимание своей учебе и предпочитают ей улицу. А именно улица тянет за собой вереницу новых проблем. Нет и еще раз нет! Новое поколение - это поколение людей, заботящихся о своей карьере и о своем будущем. Наши подростки талантливы, ведь они участвуют в различных конкурсах, мероприятиях. Именно они пишут картины, стихи, с танцами и песнями выступают где-либо, они учатся создавать, творить, фантазировать и мыслить во благо продвижения культуры нашего мира.

В наших библиотеках по-прежнему выстраивается очередь за книгами, а подростки все чаще уже с первого курса начинают совмещать учебу с работой.

В городах все больше открывается интеллектуальных кафе, где собираются, чтобы почитать, поговорить о выставках, театрах, новых премьерах. Книги в кафе стоят на полках, и их можно почитать, пока пьешь кофе.

Даже в общественном транспорте, если приглядеться, можно заметить какая интеллектуальная у нас молодежь. У студентов и школьников в руках различные книги. Только наша молодежь способна читать и усваивать в транспорте абсолютно все: психологию и медицину, философию и литературу, высшую математику и физику…

В электричках студенты пишут рефераты, курсовые, домашние работы, переписывают конспекты. Самообразование идет везде и повсюду. Оно идет уже за стенами школ, институтов и университетов. Значит, есть желание учиться у молодежи. У нас много новых идей и неутолимая жажда жизни. Разве это можно променять на какие-то сомнительные удовольствия?

Что уж поделать, если нам пришлось жить в это время? Мы можем только постараться сделать его несколько лучше. Нужно просто поверить нам и дать чуточку свободы для совершения великого. И мы попытаемся сделать все, что в наших силах, попытаемся сделать мир лучше, изменить его, ведь мы ответственны за наше будущее, за будущее наших детей.

Проблемы молодежи - острые, наболевшие проблемы. Мы - ваше будущее, и пора относиться к нам - как к равным. Нам выводить страну из разрухи, строить дальнейшую жизнь. И не надо учить жизни (как это делают многие родители), надо лишь подсказывать, как правильней. Мы не глупые и сможем разобраться во всем сами.

Беседа «Легко ли быть подростком»

Здравствуйте, я предлагаю поменяться местами тем, кто:

Имеет в одежде белый цвет;

Любит мороженое;

Кому нравятся уроки математики;
- любит музыку….

Считает себя подростком.

На последнее предложение, как правило, меняются местами все ребята.

Вы все поменялись сейчас местами, значит, все вы считаете себя подростками, а знаете ли вы кто такие подростки? (Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет).малолеток, малец, парнишка, отрок, юнга, мальчик, тинейджер, несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, подросток)

Подросток – это несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,

Некоторые считают, что подростковый возраст - это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период в жизни каждого человека.

Давайте проверим, насколько много вы знаете о подростках. А поможет нам в этом

тест «Правду ли говорят о подростках?» Если согласны покачайте головой вперед, если с утверждением не согласны то в стороны.

    Мальчик или девочка становятся подростками, когда им исполняется 13 лет.

    Мальчики-подростки взрослее, чем девочки того же возраста.

    Талантливым подросткам нет необходимости спать так же много, как их менее талантливым сверстникам.

    Подростки ленивы.

    Неряшливость – это признак подросткового возраста.

    Девочки-подростки более романтичны, чем мальчики того же возраста.

    Для подростков время бежит быстрее, чем для взрослых.

    Яркие цвета в одежде предпочитают, как правило, неуравновешенные, вспыльчивые люди.

Правильные ответы на все вопросы – отрицательные.

Итак, мы с вами выяснили, что вы знаете о своём возрасте. Возраст ваш интересный и сложный: во время подросткового периода вы готовитесь к переходу из детства во взрослую жизнь. Перед вами много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые. В этот период трудно вам – вы меняетесь и физически, и психологически, познаёте себя, сравниваете с другими, ищете друзей, впервые влюбляетесь, вас подстерегает много соблазнов взрослой жизни. Трудно в этот период и окружающим вас взрослым, в первую очередь вашим родителям, которые любят вас, переживаю и беспокоятся о том, чтобы с вами было всё в порядке.

- А как вы думаете, что хорошего и интересного в вашем возрасте? Продолжите по кругу фразу «Подростком быть хорошо, потому что…» Ребята высказывают свои варианты.

- А что сложного, на ваш взгляд, в подростковом возрасте Какие минусы быть подростком. ? Продолжите фразу «Подростком быть трудно, потому что….» Ребята продолжают в обратном порядке.

Спасибо за ваши высказывания. А теперь давайте попробуем набросать портрет современного подростка – какой он? Ребята высказывают определения, учитель записывает на лист).

Итак, вы думаете, что современный подросток ……. (перечисляются записанные качества). Сравните, похож ли он на вас?..

Однажды сказал: «Подзатыльники в молодости избавляют от пинков в более зрелые годы» Как вы понимаете эти слова? Молодость - пора ошибок, проб, больших трудностей, преодолевая которые человек формирует свой характер. Не надо бояться ошибаться, ибо исправляя ошибки, преодолевая трудности, человек набирается опыта, учится делать правильный выбор.

Когда страшны ошибки молодости? (когда их не видишь)

Легко ли быть молодым?! Назовите проблемы подросткового возраста

Предполагаемый результат: непонимание со стороны взрослых, лень, отсутствие денег, здоровье, проблемы в школе, субкультуры, проблемы в семье, вредные привычки, отсутствие свободы, хобби

Отриц.стороны существуют и их не мало. Кто может снять это проблемы? как? Легко тому, кто умеет решать эти проблемы. Какими качествами должен обладать подросток, чтобы избежать этих проблем? Правила: видеть свои ошибки (проблемы)

Слушать и слышать. Давать им правильную оценку, т.е. признавать. Иметь волю преодолевать недостатки

Возможно ли решить эти проблемы самостоятельно или все же нужна помощь взрослых? Родителей, учителей, старших наставников? Таким образом, можете ли вы обходиться без помощи взрослых? Вам во всем нужна их поддержка: советы, рекомендации, напутствия и т.д. Дома – родители, в школе – учителя, директор.

- Легко ли вам быть подростком или нет. Приведите примеры из жизни (рассказала бы о своих друзья или просто о подростках)

В 1822 году в Германии в семье священника Шлимана родился мальчик. Его назвали Генрихом . Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера.

Мальчик не сомневался, что всё, написанное поэтом, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Но родители Генриха считали, что история Троянской войны - плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никогда сокровищ троянских царей.

Генрих был разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил её только в 1871 году. Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить деньги на экспедицию в район легендарной Трои. Генрих Шлиман нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер.

А ведь всё начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.

Вы тоже о чем то мечтаете. Так каково это быть современным подростком Продолжите фразу «Быть Современным подростком …»

На этом наше занятие закончено. Я желаю вам успешно пройти этот интересный и непростой период жизни – ваш подростковый возраст. Спасибо за работу.

Общий вывод о том, что подростком быть хорошо, но есть свои сложности.

Трудно, в первую очередь, потому, что подростковый возраст — это возраст полнейшей неопределённости во всех сферах жизни. Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, и эта неопределённость его статуса в обществе и в глазах родителей навлекает на него множество противоречащих друг другу требований и ожиданий.

Если вы хотите помочь вашему подростку благополучно пережить это сложное время, попробуйте его понять, а для этого почувствуйте себя ненадолго подростком.

Представьте себе, что вам лет 13-15. Ваше тело меняется с такой скоростью, что порой, глядя в зеркало, вы не узнаёте себя. И эти изменения для вас очень важны: вы с придирчивым вниманием разглядываете своё лицо и фигуру, замечая каждый прыщик, неприятно удивляясь длине своего носа и огорчаясь, что бицепсы и трицепсы, которые вы так усиленно накачиваете, чтобы над вами не смеялись из-за чрезмерной худобы, никак не растут. Кроме того, вы постоянно слышите от родителей и учителей: "Не сутулься!", "Не ешь конфет, ты и так слишком толстая!", "Посмотри, какие у тебя круги под глазами!", "У тебя некрасивая походка, поднимай ноги!" Сверстники иногда отвешивают в ваш адрес ещё более "лестные" замечания.

Вы считаете себя уже вполне взрослым человеком, принимающим собственные решения и обладающим собственным уникальным мнением, но почему-то родители отказываются считаться с этим фактом: мама ругает вас при одноклассниках за то, что вы сняли шапку на морозе, и вам от этого нестерпимо стыдно; папа выгоняет вас из-за компьютера, потому что пора спать, как раз в тот момент, когда девушка с симпатичной фотографией на сайте знакомств задала вам вопрос о смысле жизни; бабушка корит вас за двойку, полученную из-за принципиального разногласия с учительницей литературы по поводу значения образа Татьяны Лариной в русской литературе. Вам хочется признания, вы выражаете себя, вы готовы пробовать новое, вам всё интересно, у вас есть свои принципы, ценности и идеалы, вы хотите изменить мир. Вам хочется завоевать доверие тех, кого вы уважаете, а именно — Петю Иванова, который очень смелый и занимается паркуром, за что его пару раз отводили в милицию, Машу Петрову, которая знает всё про аниме, отлично рисует и ходит на встречи анимешников, и Васю Сидорова, просто потому, что он очень симпатичный. Но родителям ваши друзья почему-то не нравятся, и они даже могут запретить вам приводить их в гости. Тогда, конечно, вам не останется ничего другого, как встречаться с ними на улице вечерами. Иногда вы возвращаетесь домой после "комендантского часа", и тогда родители снова кричат на вас — это обидно, и в следующий раз вы вернётесь домой ещё позже, потому что не хочется снова слушать их "истерики".

К тому же, ваше настроение и без того постоянно меняется, казалось бы, без особой причины: час назад вы смеялись с друзьями, и жизнь казалась вам прекрасной, а сейчас как будто весь мир против вас.

Как помочь подростку пережить этот "трудный возраст", сделать его жизнь чуть проще, не оставить на всю жизнь глубоких душевных ран и сохранить близкие отношения?

Подросток считает себя взрослым и хочет быть таковым — это очень позитивное стремление, и его стоит поддержать. Для того, чтобы повзрослеть, человеку необходимо научиться справляться с ответственностью за себя и последствиями своих действий, поэтому освободите ребёнка от вашей чрезмерной опеки и дайте ему столько ответственности, сколько он в состоянии взять на себя. Многие родители не могут видеть, как их чадо совершает ошибки, поэтому стремятся всё решать за него, что приводит к инфантильности и полной беспомощности во взрослой жизни, где каждый день нужно принимать решения и самостоятельно за них отвечать. Подросток нуждается в вашем признании, понимании и доверии: дайте ему возможность ошибаться и самому исправлять свои ошибки.

В подростковом возрасте складывается личность человека, и сила, уникальность и красота этой личности во многом зависит от тех условий, в которых ребёнок воспитывается. Дайте подростку возможность выражать себя всеми теми способами, которыми он захочет, позвольте ему искать себя, уважайте его мысли, чувства и мнения. У подростков формируется собственная система ценностей и собственная жизненная позиция. Даже если она сильно отличается от Вашей, примите её право на существование, это даст возможность Вашему подростку научиться думать самостоятельно и вырасти независимым человеком. К тому же, такая позиция способствует укреплению ваших с ним отношений.

Часто родители жалуются на дисциплину подростков: был спокойный послушный ребёнок, а стал — эгоистичным, неуправляемым, раздражительным, категоричным. Отрицание правил и норм — характерное для подростков поведение, наберитесь терпения — со временем это пройдёт. Не следует требовать от подростка идеального послушания: он пытается установить для себя свои собственные правила и нормы и следовать им. К тому же не забывайте, что на поведение и настроение вашего подростка сильное влияние оказывают гормоны, которые вырабатываются в больших количествах в связи с перестройкой организма. Отнеситесь к этому с пониманием.

Многие родители сильно переживают и испытывают чувство ревности и острой обиды, когда вдруг оказывается, что для их ребёнка важнее и ближе друзья, чем семья. Это происходит не потому, что подросток разлюбил вас, а просто потому, что на данном этапе развития основной задачей подростка является выстраивание межличностных взаимоотношений со сверстниками. Ваш ребёнок учится дружить, общаться и через это также утверждает себя, пробует свои силы. Не вините подростка в том, что он не рассказывает чего-то вам: теперь у него должно быть своё внутриличностное пространство, которое он бережёт и охраняет. Однако, близкое общение со сверстниками не отменяет потребности ребёнка в вашей поддержке, одобрении и понимании. Одним словом, лучшее, что вы можете сделать для вашего ребёнка-подростка — это поддерживать его стремления и толерантно относиться к его внутреннему миру.

Как помочь ребёнку, если в семье всё в порядке, но подросток испытывает сложности в отношениях со сверстниками? Часто такое происходит либо из-за отсутствия навыков общения, либо из-за заниженной самооценки. Иногда подросток не умеет устанавливать контакт с другими детьми, не знает, о чём с ними разговаривать, чем их заинтересовать или как завязать разговор или игру. Это более характерно для тех подростков, у которых было мало опыта общения с другими детьми, например, по причине частых болезней. У некоторых подростков возникают сложности в поддержании отношений и установлении глубоких дружеских привязанностей. Получить опыт общения, сформировать навыки взаимодействия с другими людьми, почувствовать уверенность в общении и самоценность помогут групповые или индивидуальные занятия с психологом.

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Гимназия имени И.А.Бунина

Проект на тему:

«Легко ли быть подростком?»

Руководитель: учитель истории и обществознания

Анохина Л.В.

Воронеж-2018

Содержание:

    Цель работы, ее задачи и этапы проведения проекта

    Кто такой «подросток»?

    Легко ли быть подростком?

    Список литературы

Цель работы:

    рассмотреть само понятие «Подросток»

    рассмотреть основные этапы подросткового возраста

    охарактеризовать основные особенности подросткового возраста

    проанализировать режим дня подростка

Задачи :

    просмотреть ресурсы по данной теме.

Проблемный вопрос: Легко ли быть подростком?

Предмет работы – ресурсы содержащие информацию о подростковом периоде человека

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании дополнительной информации на уроках обществознания 5 класса, на классных часах.

Методы исследования:

Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий.

Этапы проведения проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность – определение целей и формулировки задач)

    Поисково-исследовательский:

Обращение к учителю обществознания с просьбой включиться в работу проекта;

Коррекция сроков и графиков;

Проведение поисково-исследовательской деятельности

    Трансляционно-оформительный:

Работа над презентацией;

Оформление проекта

    Доработка проекта с учётом замечаний и предложений:

Написание сценария защиты проекта

    Заключительный:

Защита проекта.

Кто такой подросток?

У слова «подросток» множество определений.

«…Подросток - это человек, который не является взрослым и не ребенком. Это такой особый тип людей.

это человек в сложном возрасте, когда нужна помощь. В этом возрасте человек хочет все, когда очень много интересов, и очень много просьб. Но еще это очень хороший возраст… Заканчиваешь школу, идешь в институт, перед тобой открывается новая жизнь! Но в этом возрасте человек нуждается в очень большом понимании.

это человек, который находится в таком возрасте, когда допускает больше всего ошибок в своей жизни, которые решают порой дальнейшую судьбу.

это бунтарь. Он воюет не только с окружающими, но и с самим собой. Его переполняют чувства, совершенно противоречивые и в то же время похожие между собой.

это кошмар для взрослых. Потому что в этом возрасте они сильней всего меняются, начинают требовать чего-либо , грубят всем, права начинают качать, считают что весь мир против них.

это человек,нуждающийся в понимании и сочувствие у него есть права которые часто нарушаются. Ему нужно понимания это самое главное.

это взрослый ребенок, которому хочется все попробовать.

Подросток - это человек с несформировавшейся личностью, подверженный как плохому, так и хорошему воздействию окружающей среды.

В психологии есть несколько вариантов названия переходного возраста (периода жизни человека, определяемого возрастом от 11-12 до 14-16 лет).Этот возраст называют пубертатным, тинейджерством, переходным периодом и т.д. Каждое из названий, в принципе, отражает его особенности.

Таким образом, в психологии и педагогике под подростковым возрастом понимается возраст от 10 до 15 лет. Его называют переходным от детства к взрослой жизни.

Подростковый возраст: основные этапы

Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст.

Младший подростковый возраст. Младший подростковый возраст подразумевает детей от 12 до 14 лет. Это время совпадает с переходом ребенка на новую систему обучения: если в начальной школе уроки проходили под руководством одного педагога, то после 5 класса ученики знакомятся с большим количеством учителей-предметников, что вызывает необходимость перестраиваться на новые условия. Все более важным становится общение, которое в первую очередь ориентировано на сверстников. В процессе этого общения подросток усваивает определенные социальные нормы взаимодействия, а на основе обратной связи от сверстников формирует определенную самооценку.

Старший подростковый возраст.

Период с 15 до 17 лет определяется как старший подростковый возраст, иногда также называемый ранней юностью. К основным новообразованиям старшего подросткового возраста относят профессиональное и жизненное самоопределение, ведь именно в старших классах подростку необходимо решить, чем он будет заниматься в дальнейшем после школы. В этом возрасте продолжает формироваться образ собственного «Я», который опирается в первую очередь на то, какие оценки подросток получает от тех, с кем он общается. Становятся крайне важными эмоциональные контакты, в том числе получение признания от противоположного пола.

Чем отличаются подростковый и юношеский возраст.

Хотя юношеский возраст от подросткового отделяют, определяя его как период с 17 до 20 лет, грань перехода от подростка к юноше достаточно расплывчата. Подростковый и юношеский возраст стоят рядом на возрастной шкале, и у них есть некоторые отличия. Если подросток пока что находится в процессе формирования собственного мировоззрения, из-за чего ему часто сложно определиться с принятием определенных решений, то в юношеском возрасте психика становится более устойчивой, появляется склонность логически обдумывать собственные поступки и их последствия. Физически юноши также отличаются от подростков. Их тело теряет подростковую угловатость, ярче проявляются отличия в плане мужского и женского телосложения.

Особенности подросткового возраста

Физиологические особенности подростков

Само формирование биологически заключается в изменениях во внешнем виде ребенка.

Стремительный рост тела сопровождается также увеличением внутренних органов: сердца, легких, почек. Завершается созревание тогда, когда все органы и системы полностью развиты.

Время между 7 и 10 годами – это период подготовки организма к будущим интенсивным преобразованиям, которые будут иметь место в период полового созревания.

Можно наблюдать интенсивное вытягивание конечностей. Семилетние ребенок достигает зрелости основных двигательных функций, которые будут через три года совершенствоваться.

Результатом этого будет достижение гармонии движений и координации.

С возрастом постепенно увеличивается, в этот период способность к концентрации внимания, развивается механическая и логическая. В это время совершенствуется речь, формируется характер, формируется разум и сфера эмоций.

В период от 5 до 14 лет происходит смена зубов молочных. Девочки развиваются обычно быстрее мальчиков, это заметно, также и в случае зубов. У них смена зубов начинается в среднем на полгода раньше, чем у мальчиков.

Девочки «перегоняют» мальчиков в росте, подвижности и интеллектуальном развитии.

Личность в подростковом возрасте.

Формирующееся собственное «Я» чаще всего воспринимается самим подростком как неизбежный этап взросления. Он чувствует себя взрослым и одновременно стремится доказать это всем окружающим – и родителям, и сверстникам.

Особенность психологии подросткового возраста – достаточно сильная зависимость от мнения определенной группы значимых лиц. Отмечено, что для мальчиков подростков больше характерно опираться на мнение сверстников, тогда как девочки подростки тяготеют к установленному в их собственной семье привычному укладу жизни. Однако авторитет родителей и в том, и в другом случае становится существенно ниже, и на первый план выходит общение со сверстниками. Если для подростка допустимо схитрить перед взрослым, например, придумать какую-то причину для ухода с урока, то соврать своим друзьям считается недопустимым поведением подросткового возраста.

Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период.

Поведение подросткового возраста.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-межличностное общение, в ходе которого подросток получает необходимый материал для формирования собственной картины мира, системы ценностей и образа собственного «Я». Такая смена интересов может негативно повлиять на успехи в учебе, и именно поэтому многие родители совершают ошибку, начиная ограничивать подростков в общении. Этого делать не следует, поскольку без достаточного общения невозможно полноценное психологическое развитие в подростковом возрасте. Изменения, происходящие как в психике, так и в физиологии подростка, накладывают отпечаток на его поведение. Половое созревание, которое приходится как раз на подростковый школьный возраст, приводит к изменению гормонального баланса, в результате чего поведение часто крайне непредсказуемо. Целеустремленность в достижении цели может смениться импульсивными и необдуманными решениями, а самоуверенность – резко упавшей самооценкой. Если сегодня подросток жаждет общения, то завтра он может с такой же силой захотеть побыть один. При этом наиболее интенсивную реакцию подростки показывают в те моменты, когда кто-то задевает их самолюбие.

Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возраста по праву считается самым сложным кризисом как для самого ребенка, так и для его родителей. Он приходится на период с 12 до 14 лет и является наиболее долгим из всех остальных возрастных кризисов. В редких случаях проявления кризиса отсутствуют или проходит слабо. Во многом это определяется социальной ситуацией и моделью воспитания в семье.

Основное проявление кризиса заключается в обострении подросткового негативизма. Дети подросткового возраста начинают чаще вступать в конфликты со взрослыми, даже в тех случаях, когда объективной причины для противостояния нет. На этом фоне может появиться желание преодоления ранее поставленных запретов, и именно поэтому многие пробуют сигареты, алкоголь или наркотики в подростковом возрасте. Однако это только внешние проявления.

При этом существенно меняется и внутренний мир подростка: происходит переоценка ценностей, самоопределение, постепенное все большее отделение от родителей, ощущение, что их никто не понимает. Это заставляет детей замыкаться в себе, у них появляется повышенная чувствительность к любой критике, особенно со стороны значимых людей.

Реакция на такую критику во многом зависит от личности подростка; одно и то же замечание может стать поводом доказать обратное у одного подростка, и поводом для апатии – у другого.

Признаки кризиса.

У кризиса подросткового возраста присутствует два основных признака. Первое – это существенное снижение продуктивности, что сказывается даже на результатах по тем предметам или занятиям, к которым у подростка ранее был замечен очевидный талант. Второй и наиболее заметный для взрослых симптом – это негативизм, который заключается в склонности к ссорам, провокациям.

Одновременно с этим подросток может стремиться к изоляции и одиночеству. Негативизм может проявляться по-разному: Ярко выражен. Согласно статистике, негативизм затрагивает абсолютно все сферы жизни подростка примерно в 20% случаев. Этот острый период может длиться несколько недель. Средне выражен. Негативные реакции наблюдаются эпизодически, как ответ на ситуацию в семье или школе. Такие симптомы характерны для трех подростков из пяти. Отсутствует. Случается так, что подростковый кризис протекает бессимптомно – примерно у одного из пяти ребят. Учитывая, что такие дети подросткового возраста, как правило, живут в семьях с доверительной атмосферой и отсутствием излишней авторитарности (демократичный стиль воспитания), можно сделать вывод о том, что негативизм в период подросткового возраста является в том числе следствием воспитания.

Как помочь подростку преодолеть кризис.

Подростковый кризис является закономерным этапом развития личности, поэтому «вылечить» его нельзя – в этот период подростку требуется именно помощь и поддержка.

Для того, чтобы определить план действий, важно понять, в каком из вариантов кризиса находится ребенок.

Существует два варианта протекания кризиса в подростковом возрасте: Кризис независимости . Наиболее типичный подростковый кризис, при котором ребенок стремится доказать всем собственную взрослость. В этом случае важно проявить максимум терпения и обеспечить подростку ощущение защиты и доверия.

Кризис зависимости . В последнее время подростки, которые не хотят взрослеть, встречаются все чаще и чаще; состояние характерно для семей, в которых присутствует гиперопека. Ребенок становится инфантильным, не хочет взрослеть, но чрезмерное послушание может радовать взрослых. Однако в подростковом возрасте абсолютное послушание и отсутствие собственного мнения негативно влияет на психику ребенка и может говорить о недостаточной зрелости. В таком случае необходимо помогать ребенку принимать новые социальные роли, заинтересовывать его чем-то новым и оказывать разумную поддержку. Оставлять подростка в этот период наедине с собственными размышлениями необходимо, но далеко не всегда, ведь родители и атмосфера в семье по-прежнему очень важны.

Как вести себя родителям подростка в период кризиса? Психологи рекомендуют принять тот факт, что ребенок взрослеет, а соответственно, требует другого отношения. При этом проявлять агрессию и силу означает лишь демонстрировать собственное бессилие, к тому же такие реакции явно не способствуют формированию доверительной атмосферы.

Следующие советы помогут вам наладить общение с подростком в период кризиса:

Относитесь к своему ребенку искренне. Подростки очень чувствительны к фальши и отвечают тем же.

Примите как факт то, что подростку требуется много времени для общения с друзьями, и не обижайтесь на его занятость и невнимание.

Не устраивайте допросов с пристрастием. Если хотите узнать что-то, подождите, пока подросток придет в спокойное состояние.

Рассказывайте ему о своих планах, советуйтесь, как с равным – так вы дадите ему понять, что принимаете его взросление и перемены.

Поддерживайте, хвалите и одобряйте. Конечно, критика должна присутствовать, но в разумных пределах – помните, что подростки довольно ранимы.

Интересуйтесь самочувствием ребенка. Физические перемены в подростковом возрасте могут быть интенсивными и не всегда понятными самому ребенку, тем самым вызывая страх и усугубляя психологический дискомфорт. Эти несложные рекомендации могут помочь избежать конфликтов и сделают атмосферу в семье в период кризиса комфортнее.

Когда обратиться к психологу?

Кризис подросткового возраста может протекать достаточно остро, и иногда родители начинают сомневаться, смогут ли они помочь собственному ребенку своими силами – или же лучше обратиться к специалисту?

В следующих случаях помощь психолога настоятельно рекомендуется: Резкое снижение успеваемости

Апатия, отсутствие желания что-то делать

Крайний негатив к себе, своему телу, характеру

Повышенный уровень агрессивности

Отсутствие круга общения в сочетании с нежеланием заводить друзей

Стремление к бродяжничеству

Девиантное поведение

Подростковая депрессия является крайне опасным состоянием, и именно поэтому ребенку требуется помощи

Спорт и ЗОЖ.

Подростковый возраст – время, когда особенно важно правильное физическое развитие, ведь в этот период идет интенсивный рост организма, в частности – развитие сердечно-сосудистой системы. От того, получает ли подросток регулярную физическую нагрузку, зависит то, насколько выносливым и крепким он будет в дальнейшем.

Помимо этого, занятия спортом помогают правильному развитию мышц и тренировке всего организма в целом. Однако главное – не просто мотивировать ребенка заниматься спортом, но и правильно дозировать длительность занятий и нагрузку.

Наиболее подходящие виды нагрузки для подростков – это быстрый бег, гимнастика, велосипед, плавание, подвижные игры. Важно помнить, что средняя длительность физической активности для подростка составляет 8-10 часов в неделю, однако этот показатель индивидуален и зависит от особенностей организма конкретного подростка.

Не менее, чем физическая активность, для подростка важен здоровый образ жизни. ЗОЖ включает не только активность, но и ряд других моментов, способных заложить крепкий фундамент для здоровья подростка в будущем. Это мероприятия по гигиене, закаливанию, правильное питание, а также положительное психологическое состояние.

Следующие факторы могут нарушить нормальное физическое и психологическое развитие: недостаток движения (что актуально для современных детей, большое количество времени проводящих либо за партой, либо за компьютером), нерациональное питание, в том числе привычка к фаст-фуду, стрессовые ситуации, вредные привычки (ведь многие подростки в целях продемонстрировать собственную крутость или просто из интереса начинают пробовать алкоголь, курение и даже наркотики), Основная ответственность на прививании основ здорового образа жизни подросткам лежит на родителях, которым следует в первую очередь демонстрировать собственный положительный пример. Кроме того, пользу ЗОЖ и вред некоторых привычек нужно объяснять подробно, а не просто вводить ничем не обоснованные запреты.

Проблемы подросткового возраста.

Подростковый возраст является довольно неспокойным периодом, и любой может столкнуться с разного рода проблемами, которые он в силу эмоциональной нестабильности и несформированности собственного «Я» воспринимает крайне остро. Родителям не следует оставлять подростка наедине с его проблемами, оказывая ему поддержку и создавая атмосферу понимания и доверия.

Прыщи в подростковом возрасте .Прыщи в подростковом возрасте крайне негативно влияют на самооценку, поскольку и девочки, и мальчики в этот период крайне критично относятся к собственной внешности. Причиной появления прыщей в первую очередь является интенсивный рост кожи, что сопряжено с быстрым ростом костей. Чтобы предохранить кожу от растяжек и повреждений, активизируется деятельность сальных желез, а уже это является причиной появления прыщей. Дополнительными факторами появления прыщей в подростковом возрасте может стать неправильный уход за кожей, неправильное питание, нехватка витаминов и гормональные изменения. Для подростковой угревой сыпи существуют специальные лечебные комплексы, однако наиболее эффективным будет посещение дерматолога, который определит причину и назначит лечение, воздействующее и на нее, и на проявления прыщей в подростковом возрасте.

Вредные привычки. Подростковый возраст – это время, когда дети пробуют на прочность ранее установленные рамки, кроме того пытаются доказать, что они уже становятся взрослыми. Из-за этого, а также по причине стремления к новому, подростки могут попробовать курение, алкоголь и наркотики, а ведь эти вредные привычки очень быстро становятся частью жизни и наносят существенный удар по здоровью. Чем старше становится подросток, тем сильнее возрастает вероятность, что он пристрастится к одной из вредных привычек. Несмотря на существующие возрастные ограничения, и табачные изделия, и спиртные напитки могут быть проданы подросткам, не говоря уже о наркотиках – дилеры рассматривают подростков как одну из наиболее «податливых» категорий потенциальных покупателей смертельных веществ. Отношение к вредным привычкам очень сильно зависит от того, как воспитан подросток. Если в семье изначально демонстрируется пример здорового образа жизни, проводятся беседы о вреде таких привычек, то подростки из таких семей более устойчивы к провокациям по поводу спиртного, курения или наркотиков.

Психологические зависимости. Психологические зависимости – отдельный специфический класс проблем подросткового возраста, который определяется как навязчивое влечение к определенному занятию или объекту. Подросток может попасть под такие виды зависимостей: Компьютерная зависимость в разных ее формах. Это может быть игромания, зависимость от социальных сетей или от просмотра сериалов – в любом случае очевидно патологическое влияние зависимости на развитие личности в подростковом возрасте. Зависимость от секты. Так как подростковый возраст является периодом, когда ребенок ищет себя и старается сформировать определенное мировоззрение, грамотное воздействие на его психику легко сделает его членом секты, выйти из которой не так-то просто.

Шопоголизм . Навязчивое стремление совершать бессмысленные и бесцельные покупки является еще одним видом психологической зависимости. Приобретаемые вещи часто становятся смыслом замещения внутренней неопределенности и пустоты, но приносят лишь временное облегчение. Объект, завладевший психикой подростка, замещает собой многие занятия, в том числе и жизненно необходимые. Поэтому при деформации поведения подростка и смещения его разносторонних интересов в сторону одной вещи родителям нужно помочь своим детям, при необходимости посетить психолога.

Легко ли быть подростком?


Подростковый возраст является сложным периодом, во время которого происходит глобальная физическая и психическая перестройка организма. Хотя подросток – это уже не ребенок, взрослым пока что назвать его нельзя, и именно поэтому помощь родителей в сложных ситуациях в данный период поможет преодолеть многие проблемы и особенности подросткового возраста.



Список литературы

Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.

Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 1995. - С. 118-132.

Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.

Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.

Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская. педагогика. - 1985. - № 8. - С. 60-63.

Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? - М.: Мирт, 1995.

Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994.

Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.

Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

Это не легко по ряду причин. В первом ряду стоят причины анатомии и физиологии. В пубертатный период ребенок начинает активно расти. Не все органы поспевают друг за другом. Вот например очень частый случай - сердце вырастает и становится мощнее раньше, чем сосуды. Отсюда последствие - юношеская гипертония. Начинают просыпаться гормоны, которые раньше не давали о себе знать, и не беспокоимли. Ребенок еще не в состоянии понять что с ним происходит. Он в это время слишком активен, отдыхает мало. Все это соответствующим образом сказывается на психике. Он становится капризным, раздражительным. Начинает пытаться выделять себя в обществе. Часто можно услышать фразу вы ограничиваете мои права:) Ему хочется иметь собствееный вес в обществе. Вобщем причин достаточно, чтобы в этом возрасте была оказана особая поддержка со стороны родителей.

Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Дело в том, душа ребенка в этом возрасте полна социально-психологических конфликтов. Вокруг царит общее депрессивное настроение, когда взрослые постоянно рассуждают о том, что жить, в общем-то, трудно, и нет никакого смысла, все вокруг плохо, и мир катится в тупик. К этому добавляется аналогичная информация из телепрограмм и Интернета. Везде пестрят криминальные новости, скандальные истории.
С постоянной периодичностью возникают программы, подтверждающие, что конец света уже близок, и не сегодня так завтра мир потрясет новая глобальная катастрофа. Взрослые люди, выражая свои мысли о бесполезности жизни, тем не менее, поговорив, возвращаются к своим обычным заботам. А дети под впечатлением всего увиденного и услышанного, совершает самоубийство. Ведь жить действительно, незачем!
Детская депрессия переживается очень тяжело. И нередко, именно родители виноваты в ее возникновении. Возможно, они поставили цель – вырастить гения, успешного и благополучного во всех отношениях. Ребенка, конечно, никто не спросил, хочет ли он, а главное – может ли он соответствовать требованиям мамы и папы? В такой ситуации, что бы ребенок ни делал, родителям всегда мало. Малейшая ошибка ребенка воспринимается ими как истинная жизненная трагедия. Но, эти люди еще не знают, что такое настоящая трагедия!
А подросток понимает, что он не достаточно хорош и умен в глазах своих родителей. И как ему жить на этом свете, такому никчемному? Особенно сложная ситуация наблюдается, когда в семье несколько детей, имеющих разные способности к обучению. В этом случае, кто-то является любимчиком, которого постоянно ставят в пример, а «вечный двоечник» всегда на заднем плане в своей семье. Конечно, психологический конфликт практически неизбежен

Loading...Loading...