Египтянки — какие они? Египетские женщины: описание, внешность, наряды, одежда, типажи, красота и достоинство Египетские красавицы.

Женская красота на протяжении всей человеческой истории была чуть ли не одним из самых сильных источников вдохновения для людей искусства. Однако, даже общепризнанные и растиражированные эталоны красоты при непредвзятом подходе вряд ли восхитят многих наших современников. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы - чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды...

Так какими же были каноны красоты в разные периоды развития нашего общества?

Собственно, первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их "палеолитическим Венерами" . Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти "Венеры" по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками - обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако, вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении "Венер" художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому "сосуду" для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие "плодородные" женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене.

Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин.

Красавицы Египта и Крита

Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок - тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы обычно вообще выступали "топлесс".

Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок беладонны, так называемую "сонную одурь".

Идеальной формой глаз считалась миндалевидная - ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры "О лекарствах для лица".

Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу один парик нередко одевался на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть "поскромнее").

Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали "модный" светло-желтый оттенок.

Одежды были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась.

Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде. В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.

Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили "Парижанкой").

Античный образец

Вот, например, "модельные" параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост -164 см, грудь - 86, талия - 69, бедра - 93.

По статуям можно составить представление об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос.

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом - свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные "рецепты": например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

Женщины Китая и Японии

Кажется, нигде красота не была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Недаром один китайский мудрец писал: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит свое лицо".

И действительно, лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. По канону лицо красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее. Лоб должен быть как можно выше, для чего волосы на лбу сбривались, а сам лоб по краю волос обводился тушью. В результате получался желанный удлиненный овал. Японки сбривали даже брови, а вместо них как можно выше рисовали короткие толстые черточки.

Рот должен выглядеть маленьким (губы "бантиком"). Показывать зубы всегда считалось дурным тоном, поэтому китаянки до сих пор смеясь прикрывают рот ладошкой. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы.

Кстати, кимоно было настолько хитро завязано, что раздевание женщины-"куколки" само по себе становилось искусством. Японец испытывал от этого ритуала не меньшее удовольствие, чем от самого сексуального контакта. Кстати, к наготе японцы относились совершенно спокойно и не придавали ей особого эротического контекста.

Знойная женщина Востока

Представление о женской красоте у европеоидных народов Азии (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть "жгучая" восточная красота Шахерезады из "1000 и одной ночи": большие черные глаза с влажной поволокой ("как у газели"), зубы "как жемчуг", волосы и брови - густые и черные "как смоль", груди - подобные "двум холмам, увенчанным алыми вишнями, полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки.

Полнота вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: "красива как корова" и "грациозна как слониха".

Живот красавицы обычно сравнивается со множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и "красиво выступать".

По этому поводу хотелось бы отметить, что рецепты широко разрекламированного на Западе древнеиндийского любовного трактата "Камасутра" не всегда подходят стройным европейкам. Например, любовные укусы, доставляющие удовольствие полной индианке, на коже европейского "идеала" могут оставить болезненные синяки.

Прекрасная Дама Средневековья.

На смену пресыщенной античности пришла аскетичная и суровая эпоха христианства. Нагота и вообще все телесное отрицалось, как "земное" и "греховное". Тела женщин скрываются под просторными бесформенными одеждами, голова покрывается накидкой. В моде - бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность.

Однако, когда в Высокое Средневековье (XII-XIII вв.) жизнь людей улучшилась, а нравы стали мягче, европейский мир опять вспомнил о женской красоте. Пришла она из мира искусства. Именно в среде провансальских трубадуров родился культ Прекрасной Дамы, являющийся земным продолжением культа Мадонны. Рыцарь должен был верно служить своей избранной Госпоже, "не ведающей снисхожденья". Идя в бой, воины часто брали с собой какую-либо часть одежды своей Возлюбленной, иногда даже надевали поверх лат ее рубашку. Проявления преданности Госпоже порой доходили до маразма: один кавалер гордо заявлял, что постоянно пьет воду, в которой его Дама моет руки, другой - переодевался в шкуру и скакал перед "объектом желания", подобно верному псу.

Внешность же "Прекрасной Дамы" должна была иметь следующие достоинства. Во-первых, тонкий и гибкий стан, желательно S-образного силуэта. Бедра должны быть узкими, грудь - аккуратной и небольшой. Это подчеркивали и длинные узкие одежды. Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот (как символ беременности).

Худоба и бледность продолжали оставаться "модными", однако на щеках идеальной Дамы обязательно должен гореть румянец, а взгляд быть "ясным и веселым". Несмотря на то, что архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять-таки белокурые и, желательно, вьющиеся. Правда, распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку. В связи с этим особую ценность приобретает высокий лоб.

Возрождение тела

Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает все больший вес и все активнее вторгается в искусство. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: "Венера" Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых "титанов Возрождения" - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, - идеальная женская фигура преображается. Теперь - это статная, полнокровная, "телесная" женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров. Воспевание телесной полноты достигает апогея в картинах Рубенса.

Тесное платье готики также сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Именно в это время появляется новое слово "grandezza", означающее величественную, благородную наружность.

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же "выпускаются" на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны - длинные, вьющиеся, золотистые.

Женщины барокко и рококо

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского "короля-солнце" Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе (так называемый "версальский диктат"). Знать перенимала ее у любовниц короля и распространяла дальше.

Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть "богатым" с "лебединой" шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но талия теперь должна быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. К тому же, корсет выполняет еще одну функцию - он зрительно поднимает грудь, обычно почти открытую смелым декольте.

Ноги же продолжают скрываться под юбкой, держащейся на обручах и достигающей значительной ширины. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков, просуществовавших среди знати без малого три века. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты и ювелирные украшения.

В начале XVIII в. наступает эпоха рококо и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят - напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, юбка также несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.

При всем при этом платье почти не подчеркивает фигуры. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.

На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. А так как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта.

Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.

В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри - "мушки". Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела. В связи с такой спецификой, "мушки" нередко клеились не только на открытые части тела, но и под одежду. Некоторые считают, что появление "мушек" было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.

Классицизм и ампир

Когда в 1734 г. французская балерина Сале выступила в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу, парижская публика ее освистала. А вот в Англии ее одеяние было оценено по достоинству. Дело в том, что пока во Франции буйствовало рококо, в "Туманном Альбионе" вновь занялись переоткрытием "греческого вкуса и римского духа", как декларировало Лондонское Общество любителей античности. В моде начинался классицизм.

На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Подражание античной одежде (в основном хитону и пеплосу) изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз - полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Поэтому, благодаря египетскому походу Наполеона, как "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина.

В XIX веке мода менялась стремглав, кринолины сменили античный идеал, на смену им самим пришли тюрнюры, в свою очередь претерпевшие немало изменений и к конце века практически полностью сдавшие свои позиции...

Верхом красоты являлась «аристократическая красота»: осиная талия, бледное аристократическое лицо, чрезмерная изящность тела.

Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами, которые личные врачеватели рекомендовали славить накануне бала - "для пущего блеска в глазах". Темные круги под глазами были признаком духовности. Дюма-сын писал в то время, что в парижских гостиных туберкулез считался болезнью интеллектуальной элиты. Самые модные дамы не употребляли румян, а на шее носили большие банты. Все хотели быть похожими на Виолетту Валери из "Дамы с камелиями".

В конце XIX века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе; в корсет затягивались даже будущие матери, стремясь достигнуть желанной отметки на сантиметровой ленте - 55. Именно такой размер талии предписывала мода тех времен. В 1859 году после бала скончалась одна модница 23 лет от роду. Вскрытие показало, что из-за чрезмерно затянутого корсета три ребра вонзились ей в печень.

Гораздо позже женщины открыли для себя, что в пышных формах Нана - героини Золя - гораздо больше привлекательности, чем у "Дамы с камелиями". Самые высокопоставленные особы начали румяниться и краситься, подобно женщинам с панели, ужасаясь от одной мысли, что могут заболеть туберкулезом. Стало гораздо популярнее умирать от апоплексии.

На рубеже XIX и XX веков мода чрезмерно экстравагантна. Она вызывает насмешки. Вот как описывает "демоническую женщину" этого периода Н.А. Тэффи в одноименном рассказе:

"Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник".

На рубеже XIX-XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Красавица стала похожа на хризантему.

Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья; узкая юбка дополнена турнюром; высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость.

В XX веке единого стандарта женской красоты нет, но, судя по манекенщицам, в моде дамы стройные (не ниже 170 см) с развитой грудью, узкой талией, широкими бедрами и длинными ногами.

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал определяющим направлением эпохи - ощущение упадка, безнадежности, трагизма привело к появлению декаданса, обозначившего кризис европейской культуры. В своем стремлении противостоять общепринятой мещанской морали приверженцы направления делали культ из красоты, даже если она являлась продолжением порока. Отвечая требованим времени, мода диктует томность, бледность и подчеркнутый трагизм. Балет - один из самых рафинированных и абстрактных видов искусства - стал знаком времени и определил все то, что стало эстетическим фетишем целого поколения: светские салоны перенимали все его сценические находки - мотивы Востока, драматический образ, подчеркнутый с помощью макияжа, отказ от корсетов и свободные силуэты.

Феноменальный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже породил преклонение перед русскими балеринами - имя легендарной Анны Павловой, первой исполнительницы «Умирающего лебедя», стало на долгие годы эталоном совершенства. В то время не существовало понятия «секс-символ», да и сама эстетика модернизма не предполагала обращения к земному и понятному - мужчины того времени желали благоговеть и преклоняться. Фантастической успех русской балерины подарил миру образ воздушной и неземной красавицы, который явился знаковым для формирования канононов красоты в контексте эпохи декаданса.

Грета Гарбо (Greta Garbo) в 20-х годах также стала символом эстетики декаданса; самая востребованная актриса немого, а потом и звукового кино начала ХХ века, она явилась воплощением мужских (и женских) грез - тонкий профиль, огромные печальные глаза, по-театральному эффектная отстраненность и невероятный для того времени эротизм. Современники считали Гарбо настоящим воплощением греха – и это в эпоху разврата, упадка традиционных моральных ценностей и революций!

Именно Гарбо стала родоначальницей андрогинного типа женской привлекательности, объединив в себе образ туманной и неоднозначной женщины-вамп и мужеподобной девы-атлета в брюках и широкополой шляпе. Этот тип красоты и сексуальности очень быстро вышел из моды, но в ту эпоху у Гарбо не было и не могло быть соперниц – строгая и соблазнительная одновременно, она подарила миру новый типаж, эротическое притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости. Экранный образ настолько прирос к актрисе, что она, в стремлении оставаться вечной загадкой, ушла из кино на пике своей карьеры.

30-е годы ХХ века - короткий миг в мировой истории между двумя большими войнами, когда человечество обратилось к ослепительной роскоши в стремлении убежать от реальной действительности. Великая депрессия, войны и революции рождали ощущение нестабильности, и, как водится во времена кризиса, общество сыграло на сопротивление - на стыке модерна и неоклассицизма рождается тот самый классический гламур, когда актрисы были ослепительно красивы, мода по-настоящему элегантна, а Голливуд переживал золотую эру безупречного глянцевого стиля.

Женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась голой, а любые проявления естественности - моветоном. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утонченностью, они были почти отчаянно glamorous в своем стремлении соответствовать высоким стандартам эпохи.

В 40-е годы Голливуд уже стал полноправным законодателем моды на канонических красавиц, однако страна жила ожиданием войны, а потому шикарные дамы в шелках и туманах временно уходят с экранов. Отпечаток социальной позиции массового искусства лежал буквально на всем - женщины старались быть не пленительными и желанными, но активными, решительными, почти во всем равными мужчинам.

Уходит в прошлое мода на блондинок – на пике популярности шатенки, наивное выражение лица, кукольные прически, маленькие, резко очерченные губы. Рождается новый социальный феномен «девушки с обложки» благодаря невероятной популярности журнала Life 11 августа 41-го года с изображением полуобнаженной красавицы Риты Хейворт (Rita Hayworth), которая украшала собой атомную бомбу, сброшенную на остров Бикини. Благодаря этой фотосессии в обиход входит понятие «секс-бомба», а девушка-модель в одночасье становится объектом вожделения всей Америки.

С концом войны в моду закономерно возвращается женственность. Переломным рубежом в мире "высокой моды" принято считать 1947 г., когда Кристиан Диор представил коллекцию "New Look" ("Новый взгляд"). Силуэт нового идеала красоты отныне стал таков: круглые покатые плечи, прилегающий лиф, подчеркивающий грудь, тонкая талия, маленькая головка и ноги в легких туфельках на высоких каблуках. Платье удлинилось до середины икр и расклешилось. Чтобы усилить впечатление от округлых линий груди и талии, большое количество ткани наверчивалось ниже талии, расширяя бедра. Для создания "воздушности" платья нередко поддевалась многослойная нижняя юбка. Вновь стали применяться корсеты (но преимущественно не жесткие).

Открытые еще в 1938 году нейлоновые чулки становятся общедоступны, избавляются от продольных швов и надолго завоевывают женские сердца.

Идеалом красоты 1950-х годов стала Мерелин Монро -пухленькая блондинка с подкрученными волосами до плеч, "зовущими" губами, пышной грудью, бедрами и талией, ради миниатюрности которой кинозвезда удалила два нижних ребра.

Впрочем, теперь кутюрье поступили разумно. Вместо того, чтобы пропагандировать один тип красоты, они впервые стали вводить в моду несколько силуэтов платья. В 1958 г. Диор представил публике "трапециевидную" линию одежды, которая расширялась от плеч, а также широкую "мешкообразную", в которой полностью "пропадала" талия. Мода становится, как говорится, на любой вкус…

Мини и sexy, хиппи и Твигги (1960-70-е)

1960-е годы ознаменовались молодежной и сексуальной революцией. Юные и дерзкие, наверное, впервые в истории заявили о создании своего мировоззрения, своей музыки и своей моды.

Одним из самых ярких достижений моды стало окончательное "освобождение" женских ног, предпринятое британским модельером Мэри Квант. Именно она изобрела мини-юбку, за что ей даже вручили в 1966 г. орден Британской империи (правда, трактовка вручения звучала так: "за заслуги в английском экспорте"). Чулки теперь становятся излишне рискованными, в моду входят колготы, особенно непрозачные.

Для рекламы "мини" нужна была и соответствующая модель. Если раньше слава "кумиров красоты" принадлежала "сформировавшимся" женщинам, преимущественно актрисам, то теперь ее снискала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. "прутик", "веточка"). Прозвище было дано недаром: при росте 1м 65 см она весила всего 45 кг! В кинофильмах сохранился образ и других "идеалов красоты" 60-х: сексапильной и роскошной ББ - Бриджит Бардо и элегантной и утонченной Одри Хепберн.

В конце 1960-х молодежную моду начинают диктовать хиппи, так называемые "дети-цветы". Рваные джинсы, украшения из бисера, длинные волосы, яркие платья в цветочек вместе с проповедью свободной любви и возвращения к природе выглядели тогда экстремально и революционно. Хиппи нарочито противопоставляли себя "отцам" и воплощали собой "антимоду".

Однако, многое из радикальной моды хиппи в 1970-е годы , "поглаженное и расчесанное", становится "мейнстримом". В первую очередь, это брюки-клеш, яркий декор, пестрые цветастые ткани, вязаные вещи - шарфы, свитера, водолазки. Юбки вновь удлиняются.В одежде преобладают практичность и простота. Женщины перестают носить бюстгальтеры. В моду входят синтетические немнущиеся ткани.
Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами, косой челкой и тонкими бровями. Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом является Барбара Брыльска из к/ф "С легким паром!".

В 1980-е годы капиталистический мир разбогател и окончательно превратился в "общество потребления". Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица - вот два основных женских образа 80-х.
Строгий деловой костюм из дорогих тканей вновь характеризуется широкой линией плеч - олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо "бананы" - зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.

Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде фитнесс и аэробика, а значит - стройное спортивное тело. Для ленивых, опять-таки, существует силикон и пластическая хирургия.
Обтягивающие платья, эластичные "боди", лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Нижнее белье, благодаря поп-певице Мадонне, перестает быть чем-то интимным и впервые выносится на публику. Косметика становится яркой и вызывающей, прически - растрепанными и разноцветными, украшения - массивными (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х очередной "антимоды" панков).

Именно в 1980-е годы начинается эра "супермоделей", теперь они примеры для подражания.
В 1990-х маятник моды вновь качнулся в противоположную сторону. Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность - унисекс, а пышнотелых моделей - худышка Кейт Мосс. В моде простой силуэт, отсутствие украшений. Основатель моды "унисекс" - Кельвин Кляйн - выдвигает лозунг "Просто будьте!". Элементы мужского костюма проникают в женский, и наоборот - мужская одежда моделируется по женским канонам. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково - майки, мешковатые штаны, ботинки на толстой платформе. Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются.

Но уже в конце 1990-х "унисекс" и "героиновый шик" сходят на нет. Человечество вновь полюбило фигуристых здоровых красавиц. Однако, индустрия моды теперь не стремится связывать себя обязательствами с новыми моделями, постоянно меняя их. Так же головокружительно меняются и модные направления, в большинстве своем смешивающие и цитирующие прошлые эпохи.

Что ждет наш дальше? Поживем - увидим:) Но если честно, мне не хотелось бы, чтобы мода зацикливалось на каком-то одном "каноне", мы все такие разные, непростительно было бы лишать нас индивидуальности, полагаясь на прихоть дизайнеров.


Население Египта составляет более 77 миллионов человек, причем демографических проблем эта страна не знает: рождаемость превышает смертность почти в пять раз. Правда, это заслуга отнюдь не совершенной системы здравоохранения (она формально бесплатная, но лечиться лучше в коммерческих клиниках, в государственных же хирурги, например, получили прозвище «мясники») и уж тем более не высоких доходов египтян, секрет заключается в обычной для арабских стран многодетности семей. Однако справедливости ради надо отметить довольно высокую среднюю продолжительность жизни: 68 лет для мужчин и 73 - для женщин.

Некоторый лоск влияния международной культуры, а, возможно, и колониального прошлого заметен в одежде служащих.

Вероятно, галстуки и пиджаки обязательны для разного рода офисных работников, а также сотрудников туристических компаний, по роду службы сталкивающихся с иностранцами. Впрочем, водителей автобусов или гидов это правило обычно не касается.

Обычные жители крупных городов, если говорить о представителях сильного пола, одеваются в целом привычно западному глазу: джинсы, рубашки, пиджаки, легкие куртки…

Кстати, действительно больших городов с населением более миллиона человек в Египте только три: столичный Каир, вплотную примыкающая к нему Эль-Гиза, а также имеющая неофициальный статус культурной столицы Александрия.

Школьное образование является бесплатным, хотя имеющие такую возможность родители стараются пристроить своих чад в платные учебные заведения. Система высшего образования отличается от привычной нам, обучение в вузах в среднем занимает три-четыре года, хотя у врачей, если ничего не путаю, больше.

Гордостью современных египтян является родословная, при случае они любят подчеркнуть, что происходят от великих строителей грандиозных пирамид и величественных храмов, государство которых достигло рассвета задолго до того, как в Европе появились первые города. На деле, конечно, прямыми потомками (насколько этот термин вообще позволителен в правильном котле множества народностей) жителей Древнего Египта являются разве что некоторые копты, составляющие лишь небольшую долю в общем населении страны. Предками же остальных являются арабские завоеватели, хлынувшие в Египет в VII веке. Справедливости ради надо отметить, что византийские императоры в предшествующей борьбе с арианской ересью оказались столь усердны, что средиземноморское побережье Африки изрядно обезлюдело; тем самым были созданы самые благоприятные условия для вторжения из Аравии.
Национальные меньшинства сейчас включают в себя также бедуинов, берберов, нубийцев и черкесов, численность которых в общей сложности не превышает 2% от населения страны. Насколько я знаю, каких-либо столкновений на этой почве в Египте нет, если кто и доставляет проблемы, так это радикальные исламисты.

То, что Египет - государство мусульманское (исповедуется ислам суннитского толка) и не вполне светское (хотя в основе законодательства лежит многое еще от кодекса Наполеона, в него инкорпорированы также и шариатские нормы), сразу видно уже хотя бы по тому, что подавляющее большинство женщин носят хиджабы - легкие головные платки.

Один из гидов толкнул целую речь про преимущества положения прекрасного пола в Египте. Мол, никакой эмансипации, женщин холят и лелеют, буквально на руках носят. Ну, а если какая-то особа вдруг не хочет жить по законам шариата, она всегда вольна снять хиджаб и начать жить по светским законам. При этом гид перечислял имена женщин, занимающих видные посты в государственном аппарате Египта, и даже оказался настолько подкован, что назвал российских министров слабого пола. Сравнение, разумеется, оказалось в пользу исламской страны.

Платки носят и совсем юные особы, исключение тут составляют разве что маленькие девочки.

По существующим каноном требуется не только носить хиджаб, но и закрывать плечи, руки и, разумеется, ноги. Думаю, в жару это не слишком удобно. Впрочем, и египетские мужчины, как видно на снимках, шорты не носят.

Однако юность и кокетливость берут свое - девушки пытаются одеваться модно. Сейчас, как мне показалось, популярны чуть расклешенные джинсы, поверх которых носят длинные кофты или короткие платья.

Школьная экскурсия. Это совсем малыши, и девочки платки еще не надевают.

В то время как легко одетые европейки и русские фотографировали Сфинкса и пирамиды, эти девушки-старшеклассницы когда украдкой, а когда и вполне открыто как значительно большую экзотику снимали туристок.

А это уже чадра, - если можно так выразиться, радикальная форма исламской женской одежды. Упомянутый выше гид, к слову, отзывался об этом явлении резко отрицательно, напирая на то, что по-настоящему твердая в вере женщина так не оденется, лишь увлеченная ложными течениями ислама.
Кстати, в Каире или Гизе подобные картины мне встречались сравнительно редко, этот снимок, например, я сделал в Луксоре.

По отсутствию чадры и крестам на груди стоящие слева пожилая женщина и девушка безошибочно идентифицируются как христианки. Доля православных среди населения страны составляет около 5% (еще есть немного католиков). Вообще же женщин без головных платков в Египте я видел крайне редко.

Тему доходов населения гиды обсуждали весьма неохотно. Ответы их сводились в основном к звучащей подобно заклинанию формуле «Египет - страна богатая, только правители у нас воры». Ей-богу, аналогии тут говорят сами за себя. :)
Наиболее патриотично настроенный гид (Махмуд-Азиз, о котором я уже рассказывал в альбоме об ) предпочитал толкать речи про то, как хорошо живется тут ученым: и зарплата в три тысячи долларов в месяц, и льгот куча, включая ежегодный недельный отдых на курортах Хургады или Шарм-эль-Шейха. Другой гид нехотя признал, что многие зарабатывают менее ста долларов в месяц, особенно это касается жителей сельской местности и маленьких городов.

Откровенно говоря, у меня создалось впечатление, что для многих и озвученная стодолларовая планка является более чем желанной. Впрочем, достоверную статистику на этот счет мне видеть не доводилось.

Любопытно, что все гиды весьма презрительно отзывались о крестьянах-феллахах, часто приезжающих в города на заработки и ходящих в архаичного вида национальных длинных рубахах (галабеях).

Этого уличного торговца я даже было принял за европейца. И хотя цвет кожи у него непривычно светлый, черты лица скорее местные. Как мне подсказали, это скорее всего альбинос.

В египетской провинции в галабеях ходят очень многие мужчины, совсем необязательно одни только крестьяне.

Часто подобные одеяния используются как униформа мелкими служителями вроде вахтеров на экскурсионных объектах. Заодно они часто пытаются подзаработать, предлагая туристам пофотографировать себя за деньги на фоне старых храмов или усыпальниц. Вероятно, они тешат себя надеждой, что в антураже способны недурно заменить собою древних египтян.

Бедуины, которых не пускают на территорию православного монастыря Св. Екатерины близ , через ограду пытаются продать туристам путеводители и какие-то сувениры.

Подавляющая доля египтян проживают в долине Нила, где плотность населения превышает 1700 человек на квадратный километр.

В этом же время в покрывающих большую часть территории страны пустынях живет не более 2% от населения Египта, а на квадратный километр там приходится менее одного человека.

Веранда кафе на западном берегу Нила близ Луксора. В целом я бы не стал называть египтян народом бездельников (многие вынуждены работать в нескольких местах), но то, что напряженно работать они не любят, - факт налицо. И сильнее всего, на мой взгляд, им мешает невнимание к мелочам, что проявляется буквально во всем: в одежде, домах, качестве работы…

Однако даже бедные феллахи вовсю пользуются мобильной телефонией.

Главными источниками государственного дохода Египта являются поступления от судоходства в Суэцком канале, продажи за рубеж сырья (в основном нефти) и туризма. Тем не менее сельское хозяйство по-прежнему играет в экономике страны огромную роль, и за владение плодородной землей идет нешуточная борьба.

Невинные детские забавы на деревенской улочке.

Пусть Египет импортирует пшеницу, овощи и фрукты он, напротив, экспортирует. Цены на местную сельхозпродукцию даже в туристических местах совсем невелики. Скажем, килограмм хорошей клубники стоит 10 фунтов, то есть меньше двух долларов. Вместе с тем цены в магазинах на всякого рода шоколадки, конфеты и прочие мелочи способны поразить даже иностранца, причем речь не идет о лавках Шарм-эль-Шейха или Хургады, где давно всякий стыд позабыли, а о минимаркетах при АЗС по главным магистралям страны. Подозреваю, что ценники там спешат за платежеспособным спросом, ведь феллахи на личных автомобилях между городами не разъезжают.

Между тем в глубинке и в магазинах только для местного населения, уверен, все стоит очень дешево. Египет является дорогой страной разве что для туристов и то в местах массового скопления последних.

Багажники: и у машины на крыше, у женщины на голове… Впрочем, для позвоночника вертикальная осевая нагрузка наверняка предпочтительнее асимметичной.

Уличный продавец лепешек. Поджаристые, они выглядели столь заманчиво, что я едва сдержался купить. Главным образом меня остановили не думы об антисанитарии, а почти стопроцентная вероятность того, что торговец при виде туриста загнет цену раз так в десять.

Продавец сувениров. С этими товарищами ухо надо держать остро, так как обманывать здесь любят, в частности продавать под видом серебряных украшений бижутерию и т.п. Вообще обилие клиентов-туристов, как мне кажется, портит представителей любого народа. Даже в Китае чем дальше от границы с Россией, тем лучше отношение к русским (взять тот же близ Хабаровска - весьма показательный пример). В туристических же местах Египта туристов воспринимают исключительно как бумажники на ножках. Это явление носит столь масштабный характер, что вызывает у многих иностранцев острую неприязнь ко всему местному населению без разбора.

Между тем мне доводилось слышать, что в египетской глубинке люди совсем другие: куда более дружелюбные, причем приветливость их обычно лишена вошедшей в туристическй фольклор корыстной составляющей. Там и подвезти путешественника могут бесплатно и даже накормить обедом, довольные уже самим фактом знакомства с иностранцем.
Довелось мне наблюдать подобный альтруизм и в Шарм-эль-Шейхе, когда садовник (кстати, интеллигентного вида юноша в очках) на улице подарил красивой девушке цветок (сначала она даже отнекивалась, полагая, что это попытка получить деньги).
К слову, объясниться в Египте, не зная арабского, легко в свете упомянутого выше колониального прошлого. В образованных кругах распространен французский язык, еще больше людей, причем из разных слоев общества, в той или иной степени владеют английским. Вроде бы оба этих языка даже входят в обязательную школьную программу. В туристических местах легко встретить и египтян, разговаривающих на русском: там давно уже усвоили законы конкуренции и странное нежелание многих туристов из России осваивать иноземные наречия.

Уличный уборщик. Впрочем, о ситуации с мусором на улицах египетских городов и об экологии я лучше поговорю в другой раз, когда буду показывать Каир и Эль-Гизу. В про египтян я затрону преимущественно вопросы транспорта, включая общественный, и охраны правопорядка.

Арабские женщины всегда считались одними из самых красивых в мире. Они темпераментны, женственны, талантливы и шикарны. Девушки Египта всегда отличались сексуальностью, являясь объектом фантазий мужчин со всего мира. В рейтинге самых красивых египетских женщин Вы увидите поистине роскошных дам, являющихся настоящим воплощением обаяния. Они не только красивы, но умны и целеустремлённы, что делает их ещё более прекрасными.

10 место. Ruby

Десятку открывает популярная певица, выступающая под псевдонимом Ruby. Родилась в Каире 8 октября 1981 года, с детства занимается музыкой, выпустила несколько успешных альбомов, а с недавнего времени снимается в фильмах для взрослых, из-за чего на родине получила статус секс-символа. Фильмы с её участием запрещены во многих арабских странах.

9 место. Wafaa Kilani

За скандальной звездой следует знаменитая египетская телеведущая Wafaa Kilani. Она ведёт несколько собственных весьма успешных шоу, которые транслируются не только в Египте, но и по всему Среднему Востоку. В 2009 году она родила дочку, однако карьеру не бросила, более того, Wafaa основала сольный проект.

8 место. Sara El Khouly

На восьмое место попала известная модель Сара Эль Коули, победительница конкурса красоты Мисс Египет-2010 и представительница Египта на Мисс Вселенная-2011. Сара очень скромная и разносторонняя девушка. Как она сама признаётся, участвовать в конкурсах её надоумили друзья, а в свободное от модельного бизнеса время она любит заниматься плаванием и фотографией.

7 место. Doaa Hakam

Седьмое место завоевала Doaa Hakam, также известная египетская модель, которая представляла страну на Мисс Вселенная-2010. Девушке 22 года, однако, в конкурсах красоты она участвовала с 2007. Доаа очень гордится своим происхождением и говорит, что счастлива представлять Египет, страну фараонов с великой историей.

6 место. Zizi Adel

На шестой позиции – поп-исполнительница Zizi Adel. Карьеру певицы Зизи выбрала ещё в музыкальной академии, а после её окончания приняла участие в популярном конкурсе Star Academy, причём завоевала в нём 3 место. Первый альбом вышел в 2007 году, и певица тут же получила целую серию наград как лучшая дебютантка.

5 место. Nivine Nasr

Пятёрку лидеров открывает Nivine Nasr, египетская певица. Карьеру в шоу-бизнесе она начала в качестве модели, но затем решила заняться музыкой. В 15 лет попыталась подписать контракт с известным лейблом, однако получила отказ из-за возраста. В 17 Nivine пробилась на телевидение, где её талант наконец-то заметили, и вскоре выпустила первый сингл, который имел оглушительный успех.

4 место. Meriam George

До тройки лидеров не дотянула египетская модель Meriam George. Родилась в 1987 году в Каире и, помимо карьеры модели, изучает бизнес и планирует работать телеведущей. В 18 лет выиграла конкурс Мисс Египет, а затем представляла свою страну на Мисс Вселенная 2005 и Мисс Мира 2006, где попала в восьмёрку лидеров.

3 место. Amira Fathy

Почётное третье место занимает актриса, модель и певица Amira Fathy. Она снялась в более 7 фильмах, приняла участие во множестве популярных TV шоу, а также сняла 2 собственных видеоклипа. Все фильмы с её участием можно посмотреть на официальном сайте девушки.

2 место. Donia Hammed

Второе место по достоинству принадлежит модели Donia Hammed. Родилась 28 февраля 1988г. и уже в 18 лет выиграла свой первый серьёзный конкурс красоты. Модельный бизнес не является её основным занятием девушки. Дониа учится в финансовой академии и, не смотря ни на что, собирается получить престижную профессию.

1 место. Таре Эмад

Дорогие друзья! Я много пишу о Египте и египтянах, но в основном о мужчинах, а не о женщинах. Египтянки — это отдельный мир, и думаю, многим было бы интересно узнать о характере и положении в обществе арабских женщин. Сегодня я решила, наконец-то, рассказать о том, какие они — женщины Египта.

Дом

В европейском обществе существует стереотип, что на востоке женщин угнетают с самого рождения. На самом деле это совершенно не так! В египетских семьях дочек любят нисколько не меньше, чем мальчиков, а иногда даже и больше. В детстве их наряжают, как куколок, затем дают им образование, помогают устроиться в жизни.

Чем отличается жизнь девочки в арабской семье? Тем, что с детства ее воспитывают хозяйкой дома, а не добытчицей. Египтянки не стремятся самореализоваться через работу. Если у женщины есть возможность вообще не работать, она с удовольствием ее использует.

Зато дома египтянка нередко становится настоящей главой семьи. Часто бывает, что на людях жена ведет себя как покорная лань, преданная своему мужчине, а дома вертит этим мужчиной, как ей заблагорассудится! Египтянки в совершенстве изучили искусство управления мужем — они умеют врать, льстить, плакать в нужный момент, жаловаться на здоровье! Каждая вторая жена через день падает с приступами, чтобы получить то, что она хочет.

Кстати, однажды я читала статистику, согласно которой более 30% египетских мужчин подвергаются насилию в семье — жены их бьют!

Работа

Как я уже говорила, для египтянки на первом месте всегда стоит семья. В Египте работают ради денег и карьеры либо незамужние женщины, либо бедные.

Если же говорить о семьях среднего достатка и выше, то идеальной женской работой здесь считается учитель, воспитатель, медсестра или секретарь. Чаще всего это работа на пол дня, чтобы как-то себя занять, пока дети в школе, или чтобы заработать себе на булавки.

Кстати, по законам ислама, то что заработал муж — это деньги семьи, а то, что заработала жена — это ее личные деньги, которые она совершенно не обязана вкладывать в общую копилку.

Так или иначе, мало какой египетской женщине придет в голову пойти работать на целый день, чтобы что-то доказать окружающим, а после работы заниматься домашним хозяйством, чтобы угодить мужу и детям. Как только женщина выходит замуж, и у нее появляются семейные обязанности, она либо совсем бросает работу, либо меняет ее на работу на пол дня. Ну или муж должен обеспечить ей тыл: няню и домработницу.

При этом для меня остается открытым вопрос, зачем вообще женщины в Египте получают высшее образование? Я не раз встречала очень образованных египтянок-домохозяек. Одна из двоюродных сестер мужа, например, по образованию инженер! И все-таки выйдя замуж, она предпочла посвятить свою жизнь заботе о семье, а не строительству мостов.

Именно поэтому на курортах мы везде видим мужчин-египтян и почти не сталкиваемся с прекрасной половиной Египта. А вы заметили, что даже на должностях, которые у нас считаются исключительно женскими (уборщики в номерах или кассиры в магазинах), в Египте работают мужчины?

Ну и еще хочу добавить, что как работницы, египтянки обычно безответственные и непунктуальные. Видимо, они вообще не рассматривают работу как явление, к которому стоит относится серьезно. Не исключаю, что где-то есть добросовестные египетские женщины-сотрудницы, но лично я с такими не сталкивалась.

Внешний вид

Законы ислама обязывают арабских женщин носить закрытую одежду. Традиционно закрыто должно быть все тело кроме кистей рук, ног до щиколоток и лица. Кое-где мусульмане дошли до абсурда и закутали своих женщин в черные бурки с головы до ног. Но Египет — страна вольных нравов, поэтому женщины здесь одеваются почти как заблагорассудится.

Стиль женщины очень зависит от ее материального достатка. Если говорить о бедных слоях населения (их здесь большинство), то женщины больше придерживаются традиций и носят длинные платья-балахоны (галабеи) и обязательно покрывают голову платком.

Богатые египтянки часто одеваются совершенно на европейский манер — короткие юбки, майки, джинсы, непокрытая голова, туфли на каблуках, яркий макияж. Они носят дорогую брендовую одежду, любят одеваться за границей.

Женщины среднего достатка могут носить и традиционную одежду, и европейскую, но при этом они стараются придерживаться принципов ислама. Иногда это выглядит довольно странно. Например, многие молодые девчонки носят облегающие джинсы, футболки с длинными рукавами и покрывают голову. То есть теоретически — закрыто все, что надо, но фактически — выглядит это очень даже сексуально и не «благоразумно».

Мода в Египте очень быстротечна и ярче всего она проявляется в манере повязывать платок у девушек и в стрижках у парней. Пару лет назад девчонки накручивали на голове настоящие ульи — считалось, чем многослойней и объемней платок, тем красивее. В этом году я заметила, что платки стали однотонными и повязанными в один слой.:) Зато у каждой второй сегодня сзади разрез на кофточке снизу до лопаток, увенчанный бантиком.

Многие мои русские знакомые отмечают, что египтянки не отличаются хорошим вкусом в одежде. Может быть сказывается общая бедность населения, а может быть просто им так красиво, не знаю, но часто образы местных женщин вызывают у русских улыбку:)

Характер

Египетское общество в целом очень консервативно, и египтянки трепетно из поколения в поколение передают народные обычаи, традиции и ценности. Они очень уважительно относятся к старшим и очень любят детей. Семейные праздники всегда проходят шумно, с участием всех поколений от новорожденных до древних стариков, и с соблюдением всех традиций.

От того, что большую часть времени женщины проводят дома, основным развлечением для египтянок стали просмотры бесконечных сериалов и разговоры с подругами по телефону. Египтянки жуткие сплетницы и готовы часами обсуждать всех родственников и друзей.

Второе место после сплетен в разговорах египтянок занимают кулинарные рецепты — иногда мне кажется, что они бесконечно готовят и едят! Что, в общем-то, недалеко от истины:).

Так же я заметила, что многие египтянки любят поскандалить. Некоторые по любому поводу готовы разразиться ором на всю округу. Однажды на меня накричала продавщица в бутике за то, что я хотела вернуть товар! Еще они запросто могут выйти на балкон и поругаться с соседкой из дома напротив — вот так через всю улицу кричать, что соседка дура страшная.

С другой стороны египтянки гостеприимны, и если придешь к ним в дом, тебя обязательно накормят, напоят, посадят на почетное место и расспросят обо всем на свете. Правда, как только ты выйдешь за порог, хозяйка позвонит подруге и перескажет ей весь ваш разговор слово в слово со своими комментариями.

Честно говоря, лично мне всегда было сложно найти общий язык с египетскими женщинами. Может быть потому, что я не люблю сплетничать, ругаться и готовить. За все 10 лет жизни в Египте я близко сошлась лишь с двумя египтянками — с одной из сестер мужа и коллегой по работе. Они просто дали мне надежду на то, что пропасть между нашими менталитетами не бездонная.:)

Права в обществе

Законы ислама всегда обособленно выделяют женские права на что бы то ни было. В Египте женщина имеет право получить образование, работать, развестись с мужем, голосовать на выборах. Она может водить машину и путешествовать одна (в некоторых исламских странах это непозволительная роскошь). Кроме того, женщины запросто могут отстаивать свои права и ругаться с мужчинами (не уверена, что это закреплено законом, но на практике применяется часто.:)

Что же касается египетских законов наследования, то некоторым они могут показаться несправедливыми по отношению к женщинам, хотя это не совсем так.

Например, в Египте нет такого понятия, как совместно нажитое супругами имущество. Все, что было куплено во время брака, должно быть записано либо на жену, либо на мужа, и при разводе каждый забирает свое.

С другой стороны, при заключении брака муж выплачивает жене определенную сумму (чаще всего золотом), которая является собственностью жены и ее гарантией на случай развода. Размер суммы оговаривается родителями жениха и невесты до свадьбы, и чем богаче семья, тем дороже стоит жениться.

Так же, если в семье есть дети, а муж требует развода, то после расторжения брака он обязан содержать свою жену и детей. Период содержания жены определяет суд, и часто он длится до тех пор, пока женщина снова не выйдет замуж.

При наследовании за родителями женщине достается 1/2 часть от доли мужчины. Например, если родители умерли, и остались брат и сестра, то имущество делится на три части — 1/3 для сестры и 2/3 для брата. Несправедливо?

Но по законам ислама муж обязан содержать семью, а доход жены — это излишек денег, который она может положить в свою собственную копилку. То есть, у любой женщины есть либо отец, либо муж, который ее содержит, а брат в свою очередь должен содержать собственную семью. При этом закон ислама изначально подразумевает, что все женщины не работают.

Я не буду рассуждать о том, насколько в реальной жизни бывают честными братья и мужья, но в идеальной картине мира этот принцип наследования вполне справедлив.

Заключение

Женщины в Египте живут ради мужа и детей. Они добровольно «кладут себя на алтарь» семейной жизни и ни в коем случае не считают это жертвой со своей стороны. Если вы предложите любой египтянке променять ее спокойную и уютную семейную жизнь на карьеру и возможность управлять мужчинами, она совершенно не поймет, о чем вы толкуете. Она и так замечательно управляет своим мужем и получает все, что ей надо от жизни.

При том, что до сих пор многие особенности характера и менталитета египтянок кажутся мне странными, я считаю что их семейная мудрость — это то, чему нам, русским женщинам, стоит поучиться.

Непонятно, кто внушил нам, что мы должны бороться и искать, найти и не сдаваться взваливать на себя обязанности наших мужчин, работать с утра до ночи, а потом еще быть достойной матерью и хозяйкой? Почему мы стремимся покорять карьерные вершины, в то время как мы можем просто ждать, когда мужчины принесут нам все на блюдечке? С возрастом и с появлением детей я все больше убеждаюсь в том, что своей семье я нужнее, чем начальнику на работе. Он без меня сможет, а дети и муж — нет.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога!

Loading...Loading...