Чучело Масленицы – традиции в древности и в современности. Масленичная красавица в образе Если бы это чучело сейчас ожило и побежало с криком, мы бы не удивились

Марина Ротозей

Цель : учить детей создавать в рисунке образ куклы .

Задачи : познакомить детей с народным праздником Масленицей .

Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.

Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования , умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.

Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Демонстрационный и раздаточный материал : картина «Масленица » , краски акварельные, белая бумага, «непроливайка» , салфетка, кисточка, простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Узнали вы ее?

Дети : - Масленица !

Воспитатель : - Я предлагаю её внимательно рассмотреть. Наша «Масленица »

Очень нарядно одета. На ней красивое, пышное, разноцветное платье. На голове у неё красивый платок. У неё желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка.

Воспитатель : - ребята, кто знает, а зачем делают куклу «Масленицу » ?

Дети : - кукол изготавливают на праздник «Масленицы » .

Воспитатель : - правильно, в первый день Масленицы , который называется - встречей, из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую одежду, рисовали лицо , повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

Масленица – это праздник , очень веселый, народный. Появился, он очень давно, все его любят и празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю - семь дней. Всю неделю пекут блины и угощают ими всех. В последний день масляной недели , Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу , где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было символом наступления весны и плодородным годом. А еще, всю масленичную неделю народ устраивал уличные гулянья, пели песни, водили хороводы.

Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую хороводную игру «Веснянка» .

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем рисовать куклу- Масленицу .

Расскажу, как будем рисовать по порядку . Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце) . На голове нарисуем лучики. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания. Наши куклы должны быть красивыми,

Воспитатель : - А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.

Физминутка :

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

(соединять пальцы в «замок» )

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель напоминает об аккуратном закрашивании, проверяет, правильно ли держат кисть, если возникли какие-либо трудности, то воспитатель помогает им устранить эти трудности.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! А теперь кто хочет рассказать о своей нарисованной кукле .

Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились.

Публикации по теме:

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект занятия по рисованию «Снеговик» в средней группе «Снеговик» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из нескольких.

Воспитатель: Сергазиева Марина Куангалиевна. Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветная радуга» Тема: Разноцветная радуга (рисование радуги)Образовательный области: «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Волшебный ковер» Образовательная область: Художественное творчество. Возрастная группа: средняя группа. Тема занятия: «Волшебный ковер» Цель: создать условия.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Широкая Масленица» Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица" (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром,.

В Хабаровске в разгаре Сырная седмица или Масленица. Традиционные праздничные гуляния в честь проводов зимы и встречи весны пройдут во всех районах краевой столицы уже в эту субботу. Главным атрибутом праздника остается сжигание Масляного чучела. Однако в последнее время многие горожане выступают против этой традиции, считая варварством поджигать соломенную фигуру, особенно если на ней нарисовано человеческое лицо.

В древности, изображаемые куклы не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Особенно тщательно прорисовывалось лицо.

Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — “наряжение”. Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя — Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.п.

Спустя какое-то время в некоторых районов России - эту роль начал выполнять живой человек. Он одевался в старые вещи, пугал людей, после чего уезжал в лес и возвращался уже в своем привычном облике.

На сегодняшний день мнения горожан на счет того, «очеловечивать» чучело или нет разделились. Некоторые уверены, что это пережитки варварского прошлого.

— Я не против того, что сжигать чучело из соломы, которые только очертаниями напоминает настоящего человека. Но когда это улыбающаяся счастливая фигура - выглядит жутко, как будто она на костре инквизиции. И если раньше в это вкладывали глубокий смысл, то теперь это просто развлечение. Поэтому я не считаю нужным рисовать на ней лицо, — рассказала Елена, хабаровчанка.

— Я вижу, что многие учителя, воспитатели детских садов и другие люди, которые работают детьми, выступают категорически против «варварского обычая». С их точки зрения факт сожжения чучела, в наше время, ни о чём не говорит подрастающему поколению, и лишь нанеся детям психологическую травму подтолкнет их к подобным негативным поступкам в будущем. Но я с этим не согласен. Наоборот, нужно разъяснить детям истинную суть этого и других русских обрядов, обычаев и традиций, и подготовить своих воспитанников к их правильному восприятию. Но рисовать лицо все же не стоит, — рассказал Антон, хабаровчанин.

Другие не видят в этом ничего плохого.

— Насколько я знаю, сжигание чучела и проводы зимы в ее лице — чуть ли не единственный языческий обряд, который негласно получил одобрение христианской церкви. Так что полезное это дело — масленицу сжигать и веселиться, — поделился мнением Николай, хабаровчанин.

Несмотря на то, что сразу после окончания масленичной недели начинается Великий пост, официально эти два события никак друг с другом не связаны. Поэтому православная церковь также не поддерживает сжигание «человеческого чучела», так как это языческая традиция.

— Это народная традиция - сжигание чучела. Христиане подобное не поддерживают. Конечно, каждый сам решает для себя как ему изображать чучело, но все-таки неправильно поджигать что-то с человеческим лицом - это как-то кощунственно, — рассказала пресс-секретарь хабаровской епархии Наталья Гараева.

— Сжигание чучела масленицы, залезание на столб - это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют, — поделился мнением Юрий, прихожанин.

Напомним, в Хабаровске Масленицу в этом году будут отмечать во всех округах города . Гуляния пройдут 21 февраля. Во всех местах празднования пройдут спортивные состязания, собравшихся будут угощать блинами, развлекать хабаровчан будут творческие коллективы краевой столицы.

В Южном округе праздник начнется в 12 часов на территории зоны отдыха «Дельфин». Тем, кто отважится добраться до вершины столба, могут достаться ценные подарки. В ходе проведения мероприятия будет организована работа полевой кухни, где всех желающих будут бесплатно угощать солдатской кашей и горячим чаем. Также будут развернуты торговые точки с блинами, шашлыками и пловом.

В Центральном округе на территории нижнего городского пруда широкая Масленица пройдет с 13.00 до 15.00. В программе - народные гуляния, выступление профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, спортивные состязания, веселые конкурсы и розыгрыши призов от компаний-спонсоров. Зрители увидят представление веселых скоморохов, ряженых, примут участие в веселых эстафетах. В конце праздника традиционно пройдет обряд сжигания чучела зимы.

В Железнодорожном районе для широкой Масленицы определена площадка на территории кафе «Оазис» на улице Авиационной, 45а. Здесь праздничные мероприятия начнутся в 12 часов. Организаторы предоставят всем желающим возможность покататься на пони и снегоходах, а также дать в аренду беседку с мангалом и древесным углем для веселого зимнего пикника.

В Северном округе гуляния начнутся в парке «Северный» в 12 часов. Здесь будут организованы игровые зоны, гостей угостят солдатской кашей и горячим чаем, и весь день они смогут развлекаться на горках и различных аттракционах.

Великий Пост начнется 23 февраля. Он венчает праздник Воскресения Христова — Пасхи. В этом году главный христианский праздник отмечается 12 апреля.

Источник - новости Хабаровска на DVHab.ru

Да как ее ставить-то, ну? Вот и я не знаю. Есть, на что присобачить? — работники фольклорного жанра, приехавшие отработать программу в зареченском музее-усадьбе Думновых, пытаются воткнуть куклу-Масленицу в жесткий мартовский снег. Пышнотелая Масленица, раскинув щедро набитые соломой руки, упрямо валится навзничь — словно предчувствует близкую кончину. Лежа на снегу, она обреченно смотрит в синее весеннее небо безглазым лицом. Фольклорная команда, мучаясь совсем другими вопросами бытия, обнаружила в усадебном дворе крепкий чугунный лом, примотала к нему соломенную барышню куском мусорного пакета и, наконец, воткнула страдалицу в сугроб подходящей высоты. Выдохнули, оглядели: — Ну и черт с ней, сойдет. Пошли, уже петь пора для этих. Ну, которые едят.

Хозяйка усадьбы, увидев куклу на ломе, хватается за голову.

Ничего поручить нельзя! Это они так Масленицу подготовили?! Быстро отвязывайте, сейчас по-человечески сделаем.

За спиной у хозяйки работники вздыхают — «ненормальная, и чего ей вечно надо?». Она, в свою очередь, закатывает глаза: «неужели так трудно сразу сделать хорошо?».

Дела семейные

Хозяйку зовут Галина Масленникова. Она — известный мастер-кукольник с собственной мастерской в Москве. Работает не в одиночку, а возрождает традиции артельного производства: все куклы делаются вручную, одна мастерица шьет костюмы с исторической точностью, другая создает тело, третья расписывает лицо… Над одной полуметровой куколкой зачастую колдуют человек двенадцать. Галина привыкла доверять профессионалам и внимательно относится к каждой мелочи. Понятно, почему она не может оставить Масленицу торчать посреди двора на железном ломе — ни в Москве, ни, тем более, в своей родовой усадьбе в Заречье.

Музей-усадьба фабриканта Думнова — еще один проект Масленниковой, творческий и личный. В маленьком селе Владимирской области Галина воссоздала старинный дом своих предков, до революции — владельцев местной фабрики по производству шелка, бархата и плюша.

Все село работало на производстве шелка. Четыре поколения моих предков занимались этим делом, представляете? — Галина не впервые рассказывает гостям историю своей семьи, но гордости в ее голосе меньше не становится. — Потом революция, отобрали и производство, и дом. Советское время от нашей усадьбы не оставило ничего, кроме стен. В ней 80 лет была школа. Я вернулась в родные места, выкупила дом и стала по крупицам собирать старинные вещи, чтобы воссоздать интерьеры XIX века и сделать музей. На это ушло десять лет.

Очередной сельский музей с пустынными комнатушками и провинциальными экспонатами — Галина понимала, что это путь в никуда. Она сделала то, о чем мечтают очень многие: вернула в родовую усадьбу жизнь. Дом фабриканта Думнова в Заречье — одновременно музей ткачества, показательная купеческая усадьба конца XIX века и гостиница, где отдыхают в «русском стиле». Даже современные удобства сделаны так, чтобы не нарушать атмосферу. Можно в душ ходить — можно в баню, можно на плите готовить — можно в печи. Гостевые комнаты в «Доме сельского ткача» выглядят совершенно по-музейному, с той разницей, что в этом «музее» можно с комфортом жить несколько дней.

Так было не всегда. Несколько лет назад усадебный дом сгорел. Дотла.

Мы лишились всего. Не осталось ни шкафов, ни кроватей, только каменные стены, да и те оплавились. Пришлось все возводить с нуля, а у нас это так сложно… — Галина хмурится, но вдруг выдает тоном «женщины в русских селеньях»: — Зато теперь для меня любой дом построить — тьфу!

Сгоревшие плоды десятилетнего труда удалось восстановить всего за два года. Еще до пожара дом-музей был очень популярен у туристов, так что многие щедро жертвовали на его восстановление.

Мы сотрудничаем с разными компаниями, у нас часто бывают туристы — немцы, французы… Для них мы такая русская экзотика в 60 км от Москвы. А для нашего туриста присутствие иностранцев тоже важный показатель. В итоге всем хорошо. Но вот что интересно: после пожара деньги на восстановление давали в основном наши, русские. Просто присылали — мол, мы слышали о вашей беде, возьмите! Немцы тоже поучаствовали. А вот французы хоть бы один евро оставили... И ведь их здесь много было, все усадьбой восторгались, а как помощь понадобилась — тишина. Я к тому, что все эти разговоры о щедрой русской душе — не сказки, сама убедилась.

Чай на шишках

Дом, которым восхищаются постояльцы, пронизан мягким светом. Лучи освещают старинные чемоданы, столики с кружевными салфетками и кровати с горками больших подушек. Здесь даже пыль кажется антикварной. Гости сидят за большими столами и ждут, когда вскипит самовар. Настоящий, никаких электрических подделок.

Сперва, значит, бумагой топим. Это фотографировать не надо, неинтересно, — машет руками Сергей, верный помощник Галины. В усадьбе Сергей работает уже три года — правда, по его собственному выражению, «вахтами». Сам он родом из Молдовы, приезжает-уезжает. Но к Заречью явно прикипел, здесь он мастер на все руки — и баню растопить, и цветник разбить, и снег с дорожки убрать. И самовар вскипятить.

Теперь, значит, начинаем бросать щепки. А потом и шишки, — комментирует процесс Сергей. Правда, в ответ на вопрос, зачем топить шишками, пожимает плечами: так хозяйка велела.

Во-первых, это давняя традиция, — усмехается Галина. — А во-вторых, для аромата. От этих шишек вода становится такая… хвойная, с дымком. Сами почувствуете. Пойду французов позову — они всегда с упоением самовар фоткают.

Через минуту на крыльцо высыпает компания иностранцев и все, как предсказывала Галина, достают фотоаппараты, завороженно глядя на пламя, вырывающееся прямо из центра большого железного «чайника».

Они никогда не понимают, куда я щепки кидаю, — тихо смеется Сергей. — Думают, что прямо в воду, что там все в золе. Приходится снимать крышку, показывать, что вода чистая.

Вода закипает, когда дым начинает идти не из трубы, а из-под крышки. Самое ценное в самоваре — он долго сохраняет тепло, так что его можно смело ставить даже в беседке на морозе. Как сейчас, во время Масленицы.

Я слышал, что в это время вы празднуете ма… ма… ну, как там вы это называете? — на ломаном английском сообщает Морис, турист из Бреста. Не белорусского Бреста, а французского, на побережье Бретани. — Захотелось посмотреть. Ничего в этом не понимаю, но приехал сюда, потому что слышал, что у Галины все как надо, по-старому.

Едва удерживаюсь от неудобных вопросов, почему он «в этом ничего не понимает», если во Франции празднуют Марди Гра, или почему французы не помогли восстановить «все как надо, по-старому». Вместо этого думаю о другом: французский Морис не заметит, что за это «по-старому» хозяйка отчаянно сражается со своими же работниками, коллегами, приглашенными артистами. Потому что всем, кроме нее, «фиолетово» — чайник или самовар. Отработали — и домой. К затеям Галины — куклам, самоварам и гжельским фарфоровым чашкам для каждого гостя — участники действа относятся скептически.

Это же просто бизнес, — пожимает плечами заслуженный артист России Геннадий Шалунов в лихом картузе. — Чтобы увидеть традиции, надо ехать туда, где эти традиции соблюдаются из поколения в поколение. Да мест таких не осталось… А тут — ну, позвали ансамбль, он спел, сплясал абы что, гости же все равно не разбираются.

Галина придерживается иной точки зрения:

Конечно, Масленица сейчас в моде. Ее заказывают, людям хочется сельского праздника. Но ведь с ней действительно связаны замечательные традиции — и блины, и веселье, и хороводы. А я не могу это делать тяп-ляп. Хорошо, что есть Юля — она по-настоящему во всем разбирается.

Спасение Масленицы

Юлия Одарич — настоящий «фанат» русского фольклора. Преподаватель в музыкальной школе, солистка фольклорного ансамбля, именно Юля ежегодно вносит дополнительные коррективы в празднование Масленицы, чтобы приблизить его к настоящим, старинным традициям.

Раньше, например, мы всегда рисовали кукле-Масленице лицо, — вспоминает Галина Масленникова. — Но Юля выяснила, что лица на языческих куклах все-таки рисовать не стоит. Считалось, что с появлением лица у нее появляется душа. Впрочем, масленичная кукла всегда была исключением, лицо у нее допускалось. Но мы после небольшого обсуждения решили быть консервативными.

Кроме того, в этом году было решено куклу не сжигать, а забрасывать снежками.

Нюансы подобных традиций до сих пор передаются из уст в уста, — объясняет Юля Одарич. — Чтобы вникнуть в них, я связываюсь с педагогами, этнографами, часто езжу в Российский фольклорный союз. Про снежки мне рассказала Сахарова Марина Ильинична из Лыткарино — она, можно сказать, мой наставник. В этом году мы в первый раз попробовали «новый» старый способ, и мне самой понравилось.

«Обстрел снежками» фигурирует в масленичных традициях и как самостоятельное завершение обряда, и как его часть — куклу часто забрасывали снежками перед тем, как сжечь. Юля считает, что традиции нельзя консервировать, они должны развиваться вместе с духом времени — только так они останутся живыми.

Сейчас Масленицей мы провожаем зиму и встречаем весну, но ведь раньше чучело, Морена, было еще и символом смерти. Причем мы видим, что сжигается не просто бесформенное чучело, сжигается образ человека, женщины. Многое здесь сплелось, и не стоит на этом фиксировать внимание детей, да и взрослым в такой момент не хочется думать о смерти. В нашем мире жестокости и так хватает. А снежки возвращают нас в детство — и при этом действительно являются старой традицией.

О том, что масленичные блины — вовсе не символ солнца, а славянское поминальное блюдо, я тоже стараюсь не думать. Блины на зареченской усадьбе сочные, с секретом: растительное масло добавляют прямо в тесто. «Месье, же не манж па си жур!» — так приглашают к столу французов.

Куклу для Масленицы в Заречье сделала, конечно, сама Галина:

Это моя профессия, я куклу никому не доверю. По традиции, она должна быть в старой одежде. На этой кукле — моя самая любимая юбка. А делается кукла просто: сперва плотник сооружает деревянную крестовину, потом на нее надеваем мешки и набиваем их сеном…

Спасенную от сожжения куклу-Масленицу наконец сняли с лома, но чтобы установить ее правильно, как хочет Галина, нужно прибить новую планку.

Где плотник-то? — устало интересуется она. — Я уже три раза просила, чтобы подошел. Сейчас ведь гости выйдут...

«Обедает он!» — кричат ей из дома.

Вот так. Обедает русский мужик — и плевать на все, — вздыхает хозяйка. — Эх, ладно. Сейчас сами все сделаем.

Не вникая в происходящее, французы веселятся на всю катушку: перетягивают канат, завязывают ленточки, играют в «ручеек» и расстреливают Масленицу снежками.

В Россию стоит приезжать зимой и поздней весной, — делится соображениями Морис. — Я работал в Москве два года, я знаю. В мае все расцветает, а русская зима — вообще отдельная тема. А тут еще и солнце, чистый снег и песни. Мы понимаем, что эту ма… ма… вот этот праздник сейчас специально для нас устроили. Но для нас это еще одна возможность лучше узнать Россию.

И для нас. Праздник-то, несмотря ни на что, удался. А впереди еще целая масленичная неделя.







































Музей-усадьба фабриканта Думнова

— радостные проводы зимы и ожидание весеннего тепла. Зима ещё не сдалась, а весна не вступила в свои права. Давайте посмотрим, как в старину отмечали Масленицу, и узнаем, для чего нужно сжигать огромное соломенное чучело.

Время проведения Масленицы напрямую зависит от праздника Пасхи. Это недельное торжество, причём каждый день имеет своё название.

Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыш», среда — «Лакомка», четверг — «Разгуляй-четверток», пятница — «Тёщины вечёрки», суббота — «Золовкины посиделки», «Проводы», воскресенье — «Прощёный день». Названия говорят сами за себя: из них понятно, как следует вести себя в эти дни, и перепутать тут что-либо сложно.

Именно в понедельник делали соломенное чучело Масленицы — главный символ праздника. Чучело олицетворяло собой холодную, злую и колючую зиму, проще говоря, вредную тётку, которая всем порядком надоела и которую давно пора прогнать с глаз долой.

Как правило, Масленица была из соломы либо из лыка, и обязательно использовали древесину, чаще берёзу — дерево и солома являли собой силу растительного мира. Чучело наряжали в женскую одежду, изображали лицо, украшали искусственными цветами и лентами. Завязывая ленточки, люди загадывали свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты позже должны были сгореть вместе с Масленицей. Затем чучело насаживали на шест и возили по округе, сопровождая действо весёлым пением и плясками.


Во многих домах создавались и так называемые семейные Масленицы. Делались они очень просто: веточки связывались таким образом, чтобы получилось туловище с руками и ногами. Затем с помощью верёвочек, накручивая их, делали голову, и наряжали эту куколку в различные одежды. Семейная Масленица была готова. Чем больше на кукле ленточек, тем больше у неё магической силы.

Дети с удовольствием играли с ней всю масленичную неделю, а потом, в Прощённое воскресенье, когда занималось огнём главное чучело, её тоже кидали в костёр.

Но не всех кукол сжигали в этот день. Некоторые задерживались в домах аж на целый год. Такую куклу называли «дочкой Масленицы» или же «младшей сестрой» и выставляли в окно в «Тёщин день».

Её также было принято дарить молодожёнам, которые решили сыграть свадьбу в это время, — чтобы дети родились здоровыми, достаток и согласие были в молодой семье. Вот откуда, кстати, пошла традиция усаживать куклу на машину брачного кортежа.

«Дочка Масленицы» издревле считалась мощным оберегом и всегда хранилась в красном углу. Если в дом приходило несчастье, её снимали и, обернув её три раза по часовой стрелке, обращались со словами: «Отвернись зло. Повернись добро». Через год куклу сжигали в масленичном костре или же пускали по воде.

Кульминация праздника — традиционное сожжение Масленицы в воскресенье, «Прощёный день». Чучело везли на край деревни или на площадь, обычно Масленицу сопровождала целая процессия. На месте разжигали костёр, а потом под песни и пляски чучело сжигали.


Зачем это делали? Всё просто: Масленица сродни птице Феникс: возрождение через смерть, новое может появиться лишь на обломках старого.

В пылающий костёр бросали старые вещи, мусор, изношенную одежду. Люди надеялись на возрождение, избавлялись от мрачного прошлого, искренне веря в светлое будущее, пытались таким образом обезопасить себя от напастей, неприятностей, болезней, неурожая.

Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков. Такие куклы не только украшали интерьер, но и считались оберегами.

Мастер-класс для детей и взрослых по созданию кукол пройдёт, например, в галерее Ильи Глазунова с 8 по 13 марта. Она располагается по адресу: улица Волхонка, дом 13. Научиться делать куколок можно будет 9 марта в галерее «Изопарк» (улица Островитянова, дом 19/22). Педагоги галереи проведут мастер-класс по созданию масленичной куклы в оригинальной технике.

Сделать куклу можно будет также на благотворительной выставке-ярмарке изделий учащихся и преподавателей детской художественной школы «Солнцево» по адресу: улица 50 лет Октября, дом 29б. Занятие пройдёт 10 марта с 16:00 до 18:00.

Кроме того, мастер-классы по изготовлению кукол, костюмов, глиняных игрушек, браслетов и других украшений на Масленицу 12 марта пройдут в следующих столичных парках:

— «Музеон», Крымский Вал, владение 2;

— «Эрмитаж», улица Каретный Ряд, дом 3;

— «Красная Пресня», улица Мантулинская, дом 5;

— парк Победы, улица Братьев Фонченко, дом 7;

— «Измайловский», Народный проспект, владение 17;

— Сиреневый сад, Щёлковское шоссе, дом 9;

— парк имени Артёма Боровика, улица Перерва;

— «Кузьминки», Кузьминский парк, дом 1, строение 10;

— «Садовники», проспект Андропова, дом 58а;

— «Сокольники», улица Сокольнический Вал, владение 1;

— культурный центр «Зеленоград», Зеленоград, Центральная площадь, дом 1.

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

6. Для двух кос переплетите белую ткань или оттенки желтой ткани. На кончиках кос завяжите ленточки. Закрепите косы под платком. Теперь куклу осталось поставить в сугроб или закрепить на снегу.

Loading...Loading...